Форточка в Европу: Петербург стал альтернативой заграничным направлениям

Петербург в майские праздники стал для россиян доступной заменой европейским странам. Однако хорошая выручка и высокий трафик вряд ли помогут индустрии гостеприимства справиться с массой насущных проблем.

По данным городского комитета по развитию туризма, в прошедшие майские праздники Петербург посетили около 560 тыс. туристов. Большинство из них — москвичи, жители Подмосковья и прилегающих областей центра России, а также гости из городов Урала и Сибири, из Казани. Преобладали семейные пары с детьми.

Приняли как положено

Продуктивно длинные выходные прошли для гостиниц: спрос вырос, многим отелям удалось добиться почти полной загрузки впервые с начала пандемии. Средняя загрузка коллективных средств размещения в период с 30 апреля по 3 мая 2022 года составила 76%. Наибольшей популярностью пользовались отели премиум–сегмента (4–5 звёзд) и хостелы. Турпоток в Петербург в дни Первомая составил порядка 150 тыс. гостей. Период с 7 по 10 мая также был отмечен высокой степенью загрузки.
В пресс–службе комитета отдельно подчёркивают, что к открытию сезона отрасль гостеприимства Петербурга получила господдержку: предприятия сферы туризма законодательно полностью освобождены от налога на имущество и земельного налога.
"Сохранена льгота 50% по транспортному налогу для предприятий, занятых в отрасли. В целом объём оказываемой правительством города поддержки оценивается более чем в 2 млрд рублей только на этот год", — сказали в пресс–службе.
Высокий спрос в майские праздники подтверждает генеральный директор AZIMUT Hotels Максим Бродовский: "У нас не возникло необходимости вводить спецпредложения, номера хорошо продавались. Результат праздников — это фактически начало сезона для города. Но российская индустрия гостеприимства потеряла немалую часть объёма въездного турпотока, который фиксировался в городе раньше. Эта ситуация влияет на вопросы ценообразования. Мы ожидаем, что летом число туристов в городе не будет ниже, чем в 2021 году, хотя предполагаем, что с открытием южных направлений в России часть путешественников отправится туда".
Директор по продажам и маркетингу отелей "Астория" и "Англетер" Екатерина Андреева рассказала "ДП", что за праздники отелям удалось увеличить выручку вдвое по отношению к апрелю. Кроме того, и загрузка, и выручка выросли по сравнению с тем же периодом 2021 года. "Средний чек увеличился на 30%, количество гостей в ресторанах — на 20%", — говорит она.
Участники гостиничного рынка указывают, что в I квартале 2022 года средняя загрузка номеров в Петербурге была невысокой, за исключением мартовских праздников. В мае она сильно выросла, однако к концу месяца ожидается традиционный спад. До коронавируса средняя загрузка отелей в течение года составляла порядка 70%: в высокий сезон она достигала 90%, в межсезонье — 50%.
В июне Северная столица примет ПМЭФ, однако неясно, сколько гостей стоит ожидать в нынешних реалиях, не говоря уже о том, что участники форума обычно селятся только в пятизвёздочных отелях.

Майские десерты

Ресторанам Петербурга тоже удалось заработать в эти праздники. В пресс–службе "Теремка" рассказали, что в первые 1,5 недели мая продажи в сети выросли на 5–10% к аналогичному периоду в апреле. "Средний чек в праздники вырос примерно на 5% по сравнению с предыдущими днями. В выходные к нам приходит больше семей и гостей группами, чьи заказы объединяются в один чек. Мы ежегодно в День Победы кормим ветеранов бесплатно в наших ресторанах. В целом нельзя сказать, что спрос сдвинулся в сторону каких–то отдельных позиций. Самые популярные блюда так и остались в топе. Но увеличился спрос на десерты и кофе в кондитерской, а также на заказы для самовывоза", — добавили в компании.
Генеральный менеджер и управляющий партнёр компании MKS Management Company (управление франчайзинговыми ресторанами "Пхали–Хинкали" и "Хачо и Пури") Максим Кораблёв–Дайсон сообщил корреспонденту "ДП", что в его ресторанах рост выручки 1–10 мая составил 6,92% относительно апреля. Средний прирост потока гостей — 7%.
"Остановка работы McDonald's положительно сказывается на выручке других участников рынка. Хотя основное перераспределение дохода начинает происходить в разрезе фастфуда, casual–сегмент тоже ощущает это на себе", — отметил Кораблёв–Дайсон. Он добавил, что в его сетях выборочно повысили цены на отдельные блюда. Также в мае выпустили обновлённое меню, которое учитывает текущую конъюнктуру рынка. Некоторые позиции пришлось поставить "на стоп" из–за сильного роста закупочных цен. Например, это коснулось отдельных сортов вина, которые подорожали на 100%.
В Ginza Project присоединяются к заявлениям о росте выручки с апреля. Там добавили, что гости стали чаще заказывать десерты, за счёт чего средний чек подрос. В пресс–службе холдинга отметили, что для периода конца апреля — начала мая лучшее сезонное предложение — блюда из корюшки, этот год не стал исключением.

Удержаться на плаву

Хорошее начало туристического сезона в майские праздники отметили владельцы пассажирских судов. В компаниях похвастались, что благодаря высокому туристическому потоку и хорошей погоде им удалось достичь допандемийных показателей продаж, спрос на прогулки по рекам и каналам не бил рекорды, но держался на нормальном уровне. Отрасль, однако, испытывает проблемы.
"У нас сорвался контракт на поставку восьми двигателей из–за сложностей логистики, — поделился исполнительный директор ООО “Нева Тревел Компани” Юрий Набатов. — Покупательная способность не растёт, поэтому мы не могли заметно повысить цены, индексация была плановая, на 5–8% относительно прошлого года. Главное, что отменили ограничения по заполняемости судов на 50%, которые были введены в прошлом году из–за ковида. Это позволит нам работать продуктивнее. За навигацию 2022 года мы не сможем погасить долги, которые скопили в 2020–2021 годах, но настрой пока оптимистичный".
Ранее "ДП" писал, что владельцы судов не могли продлить договоры аренды набережных по преференциям для обустройства спусков к воде. В 2022 году истекают сроки договоров по более чем 30 спускам. Однако в компаниях умудряются строить новые маршруты.
Как рассказал генеральный директор судоходной компании "Астра Марин" Андрей Кузнецов, в этом году его компания открыла четыре транспортных маршрута с экскурсией на борту, а также паромную переправу от Мытнинской набережной до Адмиралтейской–2, чтобы людям было удобно перемещаться с Петроградской стороны в центральные районы во время ремонта Биржевого моста.
"Ещё один новый маршрут будет связывать Спас на Крови с “Авророй” и Морским музеем (ЦВММ) — Новой Голландией. Это труднодоступные места для туристов, логистика наземного транспорта не всегда удобна. Можно купить билет на целый день или заплатить 300 рублей за остановку. Также мы увеличили число экскурсий в Кронштадт на регулярной основе, теперь в день у нас по четыре рейса. Появился и новый маршрут, соединяющий Петербург и Кронштадт на метеорах. Метеоры и переправа отправляются от Адмиралтейства (спуск со львами)", — отметил Кузнецов.
ООО "Нева Тревел Компани" тоже развивает новые маршруты в Кронштадт (от четырёх до восьми рейсов в день) и крепость Орешек на скоростных судах. В этом году три теплохода курсируют в Кронштадте с маршрутами, соединяющими его форты. Ещё один новый маршрут проходит от пространства "Севкабель Порт" до Новой Голландии и Дворцовой набережной с возможностью проехать как весь маршрут, так и одну остановку.

Кешбэк в помощь

Круизные компании тоже делятся успешными итогами праздников. Как рассказали в компании "ВодоходЪ", если раньше пик спроса и продаж приходился на апрель (наибольшую активность продажи показывают за 2–3 недели до начала тура), то в этот раз круизы стали раскупать раньше. А за 2 недели до начала навигации они были полностью распроданы. В компании связывают высокий спрос с туристическим кешбэком и ограничениями в международном туризме. В целом количество круизных туристов в майские праздники по отношению к 2021 году выросло на 30%. Всего из Северной столицы в навигацию 2022 года запланировано 216 круизов продолжительностью от 3 до 18 дней.
"В среднем стоимость одного круизного дня в 2022 году выше на 3,5% к 2021 году. Повышение небольшое и усреднённое. Если смотреть конкретное направление и теплоход, то оно будет составлять 5–10%, а где–то цена осталась на уровне прошлого года, — поделился замдиректора “Водохода” по развитию Илья Суховольский. — Мы планируем обслужить в эту навигацию более 35 тыс. туристов в Петербурге и Ленобласти. Поставили для себя план прироста к факту 2021 года на 10%".
В майские праздники нам удалось достичь неплохих показателей. Однако проблема возникает с тем, что мы не можем прогнозировать заполняемость отелей. Мы не ожидали такого большого туристического потока в город на начало месяца. Глубина бронирований стала очень низкой, люди принимают решение отправиться в путешествие чуть ли не за неделю до поездки. Следовательно, несмотря на высокую выручку, у гостиниц увеличиваются затраты на каждого гостя. Также меня волнует, каким для отрасли окажется август и начало осени, когда произойдёт спад турпотока. Ведь Петербург — не курортный регион, который может работать летом, а потом на заработанные деньги проседать зимой безболезненно. Если осенью загрузка номеров будет порядка 35% (как в прошлом году), участники в лучшем случае получат операционную доходность. Но её будет недостаточно, чтобы провести ремонтные работы. Уже 2 года отели не ремонтируются, потому что им не хватает денег, и с каждым годом это всё больше влияет на качество инфраструктуры. Также сейчас появилось много апарт–отелей, которые отнимают у нас трафик: номера в них обходятся постояльцам дешевле гостиничных при той же площади. Но операционные затраты у апарт–отелей ниже.
Алексей Мусакин
вице–президент Российской гостиничной ассоциации, гендиректор Cronwell Management
Майские праздники положительно сказались на загрузке отелей: в пиковые даты она приближалась к 100%. В этом году череду выходных прерывали рабочие дни, поэтому самыми востребованными датами стали 1–2 и 7–8 мая. В периоды длинных выходных многие гости путешествуют семьями, поэтому спросом пользуются семейные номера. Отели нашей сети принимают участие в программе "Туристический кешбэк", с каждой новой волной всё больше гостей пользуются этой программой.
Юлия Мещанинова
кластерный директор по продажам Radisson Hotel Group в Санкт–Петербурге
Эти майские праздники по посещаемости сопоставимы с показателями прошлого года — подобный ажиотаж стал традиционным для длинных весенних выходных. Петербуржцы спешили к нам, чтобы увидеть футуристических кукол сестёр Поповых и понаблюдать за кинетическими скульптурами Виллема ван Вигеля, а туристы помимо выставок–хэдлайнеров, завершающих работу на этой неделе, могли познакомиться ещё с восемью временными экспозициями. Мы заметили, что многие гости из других регионов России пришли в "Эрарту" по действующему билету. Он позволяет возвращаться в музей неограниченное число раз в течение 365 дней, и туристы активно пользуются такой возможностью.
Екатерина Атоян–Милюкова
директор по внешним связям музея "Эрарта"