Россия не собирается ни от кого закрываться и готова работать с теми иностранными партнёрами, кто этого хочет, заявил 10 марта президент РФ Владимир Путин. Но тем из них, кто решил покинуть нашу страну, глава государства велел спуску не давать: их предприятия будут сначала переданы под внешнее управление, а затем — новым собственникам.
Идею с внешним управлением предприятиями, принадлежащими иностранцам, которые решили свернуть бизнес в России после начала военной спецоперации на Украине, днём ранее предложило Минэкономразвития РФ. Так чиновники надеются сохранить производственные процессы, цепочки поставок комплектующих и способность предприятий платить зарплаты сотрудникам. И оставить открытой дверь для тех заграничных собственников, кто в скором времени пожелает вернуться. Управляющим нефинансовыми организациями, по плану МЭР, станет ВЭБ, а финансовыми — Агентство по страхованию вкладов.
Путин также подчеркнул, что Россия продолжает оставаться надёжным поставщиком энергоресурсов, в том числе качая газ в Европу по территории Украины. И выразил готовность поставлять миру другое сырьё, в том числе удобрения, если этот самый мир не будет чинить нам препятствий и создавать проблем.
Количество и сложность проблем, которые наперегонки создают России западные страны, и так уже являются беспрецедентными. Например, заморозка валютных резервов и отключение от SWIFT против столь крупной экономики, как наша, до сих пор не применялись. Россия в ответ тоже принимает экстраординарные меры. Так, выплаты внешнего долга она теперь будет проводить в рублях. Как вчера пояснил министр финансов РФ Антон Силуанов, конвертация этих рублей будет возможна только за счёт разморозки золотовалютных резервов страны.
Примирительные нотки звучали вчера не только от Путина. Глава ГМК "Норильский никель" предложил смягчить валютные ограничения для компаний, способных гасить внешние долги в валюте, и заявил: "Наши усилия должны быть направлены не на то, чтобы “хлопнуть дверью”, а на сохранение экономических позиций России на тех рынках, которые мы так долго осваивали". Складывается ощущение, что ни российский бизнес, ни чиновники не ожидали столь скоординированной и жёсткой санкционной кампании в ответ на действия на Украине. Они пытаются сохранить хотя бы часть экономических связей с миром. Но мир пока настроен решительно против.