Застройщики делают ставку на добрососедство

Автор фото: ПСК

Сегодня покупатель недвижимости избалован цивилизацией. Кроме квадратных метров нам подавай общение и комфортную среду. Ответом стал новый тренд среди девелоперов — формирование комьюнити в строящихся объектах.

В широком смысле комьюнити — это группа людей со схожими интересами и целями, которые живут в одном регионе или имеют общее происхождение.

Реализовавшаяся утопия

В районе с развитым комьюнити вы увидите следующую картину: ухоженная территория, жители, которые лично знают друг друга, эффективно используемые общие пространства, активно растущий малый бизнес. Звучит как утопия, но создание таких объединений — цель девелоперов на ближайшее будущее.
"Люди хотят не просто жить, а жить хорошо. Поэтому при проектировании и строительстве жилья мы предлагаем не только квадратные метры, уютные скверы, современные спортивные площадки, безбарьерную среду, клининг, но и комфортную в ментальном смысле среду. Мы хотим собрать в своих комплексах людей, объединённых стилем жизни, ценностями, интересами. Первый проект, в котором мы создаём такую ценность, — наш жилой комплекс Friends рядом с Новоорловским заказником", — рассказывает Сергей Софронов, коммерческий директор группы компаний "ПСК".
С ним согласна Мария Чёрная, генеральный директор ООО "Бонава Санкт–Петербург". "Формирование внутреннего комьюнити — это часть философии компании и одна из важнейших задач при работе над проектами. Создание сообщества единомышленников в границах одной территории достигается как на градостроительном уровне (при проектировании объекта, выделении функциональных общественных зон), так и при работе с клиентами после заключения договора и заселения", — рассказывает она.
Правильно сформированное общественное пространство позволяет быстро найти соседей с общими интересами, строить и поддерживать эмоциональные связи. Психологи считают, что общение нам необходимо как воздух. Без социализации человек останавливается в развитии и начинает деградировать. Для поддержания активного эмоционального и ментального состояния, для самореализации нам необходимы другие люди. Но проблема чаще всего в том, что также невероятно важно качество этого общения. Если застройщик заранее продумал общественные пространства своего проекта, у его жильцов больше шансов найти себе собеседников по душе.

Норма жизни

Создание сообществ жильцов — норма для европейских застройщиков. Девелопер может и даже обязан формировать комьюнити в своих проектах. Иногда строительная компания это делает даже неосознанно. Например, формирует вокруг проекта определённую группу потенциальных покупателей, близких по социальным и финансовым характеристикам, — с помощью стоимости квартир. Или организует общественные пространства — места для проведения совместного досуга соседей и их окружения. Некоторые компании проводят дворовые праздники для жильцов. Это в общем–то довольно обычный набор комьюнити–инструментов для современного девелопера.
"Я бы сказала, что при нынешних форматах жилых комплексов комьюнити неизбежны. Задача застройщика — правильно и вовремя отреагировать на запрос жильцов/будущих новосёлов. Как правило, после введения в эксплуатацию сам же застройщик через управляющую компанию занимается обслуживанием жилого комплекса. А значит, заинтересован в конструктивном сотрудничестве и диалоге с сообществом жильцов. У нас на всех объектах есть такие комьюнити", — говорит Надежда Калашникова, директор по развитию "Л1".
Кроме того, комьюнити позволяют оперативно решать многие вопросы, касающиеся функционирования комплекса. Например, комплектация детских площадок дополнительными качелями, посадка цветов. Для этого УК выделяет площадь для сбора картона, который сдаётся в утиль, и на вырученные деньги разбиваются новые клумбы, происходит выработка единого стиля для рекламных объявлений и так далее.
"Сейчас застройщики активно формируют соседское комьюнити ещё на стадии стройки — прежде всего создают сообщества, где дольщики могут не только узнать новости проекта, но и познакомиться друг с другом. Чаще всего это активное соседское онлайн–сообщество и полноценная информационная площадка. Цель — сделать так, чтобы у людей общим было не только место жительства, но и приятные эмоции, добрые воспоминания. Мы планируем продолжать развитие и укрепление комьюнити жильцов. Сейчас мы изучаем опыт коллег по рынку", — говорит Дмитрий Канунников, заместитель генерального директора ГК "Запстрой".

Дом для друзей

О новом подходе к проектированию городов говорил в своей книге "Счастливый город" урбанист Чарльз Монтгомери. Он отмечал, что атмосфера в жилых комплексах бывает очень разной. Так, во дворах с голым бетоном площадки всегда пустуют, а в зелёных дворах ― кипит жизнь и играют дети. Кроме того, он говорил, что чёткие и прямые геометрии лишают двор "мелких хаотичных удовольствий", а лёгкий беспорядок, наоборот, делает двор уютным и интуитивно близким к человеку.
"Кроме общественных пространств в местах общего пользования мы хотим создать комьюнити–дворы. Это будет место притяжения жителей. Есть идеи создать локацию для барбекю, green зону для занятий спортом и йогой. Планируются коворкинги для жителей. В новых проектах, которые мы будем реализовывать, планируем опробовать формат квартальных комьюнити–центров с отдельными детскими зонами для самых маленьких, круглогодичным лекторием, который можно будет трансформировать в пространство для мастер–классов или семинаров. Вход будет как со стороны подъезда, так и с улицы", — рассказывает Сергей Софронов.