Школьное питание в Петербурге: картели, скандалы и жалобы "ботов"

Автор фото: Евгений Асмолов

"Деловой Петербург" 27 октября организовал круглый стол, темой которого стали проблемы школьного питания в городе. За последний год количество жалоб на питание выросло в разы, а представители рынка периодически становятся участниками картельных сговоров.

В круглом столе приняли участие директор Отраслевого союза развития социального питания Владимир Чернигов, общественный деятель Санкт-Петербурга по вопросам школьного питания Павел Бойченко, председатель городского родительского комитета СПб Михаил Богданов и представитель рынка — генеральный директор АО "Комбинат социального питания Красносельского района" Леонид Мишуров. Заочно также своё мнение высказала генеральный директор комбината питания ООО "Альфа-Провиант" Светлана Ланенкова.
Участники дискуссии выделили несколько главных проблем, которые существуют на рынке школьного питания Петербурга.
Владимир Чернигов отметил, что начиная с января-февраля текущего года количество публикаций в традиционных СМИ, в соцсетях о качестве питания в Петербурге растёт. "Изменились тематика и содержание материалов, то есть гораздо глубже стали вестись разговоры о пищевых отравлениях или инцидентах. Петербург в новостной повестке по негативному впечатлению и состоянию социального питания в школах, к сожалению, лидирует. Оперативный штаб отслеживает все обращения граждан. На первом месте по обращениям — Красноярск (всего 411 материалов), на втором — Петербург (136 публикаций), и дальше Алтай и Москва — 85 и 84 упоминания соответственно", — подчеркнул эксперт.
Игорь Павловский, главный редактор "Делового Петербурга, упомянул, что в Смольном часто проходят совещания по медиапланированию с участием администраций районов, где упоминается в том числе тема соцпитания, и на одном из них сказали, что большинство негативных сообщений в соцсетях оставляют якобы боты.
Павел Бойченко с этим не согласился: "Часто родители заявляют, что их просто не хотят слышать, а это очень плохая практика. Чего добьётся Смольный? Они добьются только полного недоверия со стороны общественности". Он считает, что проблемы с питанием можно поделить на две категории — на те, которые объективно есть на рынке соцпита, и на те, на которые жалуются непосредственно родители. Родители часто говорят о невкусном питании, холодной пище и даже об инородных объектах в тарелках у детей. Но всё это случается в школьных столовых из-за объективных причин, таких как картельные сговоры на рынке.

Самый картелизированный рынок

Леонид Мишуров как участник рынка выделил несколько проблем, которые, по его мнению, мешают появлению здоровой конкуренции. Во-первых, ключевой ограничивающий фактор — это отсутствие единой типовой документации на участие в торгах в разных районах города и наличие требований, заточенных под определённых игроков.
"Картели как раз тому и подтверждение. Многие игроки рынка всё так же пользуются посторонним консалтингом и совместно с администрацией готовят документацию и вопреки практике комитета по госзаказу продолжают эту работу. Выходит, что на предприятиях сферы социального питания важны не повара, а юристы. Я считаю, что только единый подход к организации закупок и прозрачность этих процедур могут обеспечить здоровую конкуренцию на рынке", — говорит Мишуров.
Демпинг — ещё одна важная проблема на рынке социального питания. Леонид Мишуров отмечает, что снижение начальной максимальной стоимости контракта недопустимо, ведь установленная сумма с трудом покрывает расходы бизнеса. Любое снижение цены — это потенциальная экономия в тарелке ребёнка.
Родителей смущает, что за снижением цены следует потеря качества, о котором игроки рынка должны заботиться, рассказал Михаил Богданов. Сейчас из-за того, что комбинаты питания играют на понижение, они вынуждены сокращать персонал и убирать некоторые должности, которые, как им кажется, экономически нецелесообразны. Условно говоря, увольняют сотрудника, который отвечает за выпечку, а детей кормят шоколадками.
Игорь Павловский задаётся вопросом, почему же нельзя привести всё к понятной, единой системе? Это действительно ограничение конкуренции? Но этот вопрос, как и многие другие, возникающие во время дискуссии, повис в воздухе, так как ответ могли дать только представители правительства Петербурга и управления социального питания, которые отказались от участия в круглом столе.

Родители в помощь

Как один из инструментов контроля качества блюд в школе применяется родительский контроль. Кто-то из участников рынка довольно открыто предоставляет все необходимые данные родителям. Например, Леонид Мишуров говорит, что их комбинат активно работает с родителями, у них есть горячая линия, а личный телефон Леонида Владимировича, генерального директора комбината, доступен для родителей, и любой может позвонить ему лично.
Однако Михаил Богданов утверждает, что сегодня попасть в школу, а тем более в пищеблок, без медкнижки и ПЦР-теста невозможно. Но в данный момент в городе прорабатывается возможность создания групп экспертов из числа родителей в разных районах. Пройдя специальную подготовку в управлении социального питания, они смогли бы следить за качеством пищи, а также на уровне школ снимать первую волну вопросов. По данным городского родительского комитета, большинство обращений решаются на уровне разъяснения либо принятия локальных решений.
"Рост обращений на федеральном уровне, на мой взгляд, связан с тем, что у нас с этого года усиленное внимание к питанию школьников. Из всех утюгов звучит, что теперь родители будут его контролировать. И президент даже сказал: давайте родители тоже будут контролировать. Вот родители и откликнулись на этот призыв — это нормальная реакция. Теперь осталось с нашей стороны и со стороны города помочь родителям, тем, кто хочет этим заниматься, делать это квалифицированно", — считает Богданов.
Павел Бойченко отметил, что за год его деятельности лично к нему обратились более 150 родителей. Несмотря на попытки некоторых чиновников представить этих людей ботами, за большинством таких обращений стоят реально существующие родители, которые обеспокоены тем, что едят их дети в школьных столовых. Называя их ботами, вместо реагирования на замечания власти подрывают доверие к себе и делают отношения между чиновниками и городской общественностью деструктивными.
Изначально все проблемы со школьным питанием начинаются из-за картелизации отрасли. "Когда все компании договариваются о разделении рынка, они не будут повышать качество, так как уверены, что им обеспечено место на рынке. Они не будут конкурировать друг с другом с позиции качества, своей деловой репутации и профессионализма персонала. А из этого возникают и остальные проблемы", — подчёркивает Бойченко.
До прошлого года федеральные средства в тарелке школьника отсутствовали, сообщил Владимир Чернигов, питание организовывалось на деньги либо субъекта, либо муниципалитета. Приход федеральных денег в большом объёме привёл к повышенному интересу даже непрофильного бизнеса к тому, чтобы начать оказывать эти услуги. На бесплатное питание начальных классов в год выделяется 63 млрд рублей.
Чернигов уточняет, что сейчас на рассмотрении находится важнейший документ, который меняет значение ценовых критериев в закупках и критериев качества, безопасности, опыта, обеспеченности кадрами и всего того, что влияет на содержимое и питание в школе. При его принятии многие проблемы рынка могут быть сняты.

Часики-то тикают

Участники круглого стола затронули и тему модернизации пищеблоков в школьных столовых Северной столицы. Остаётся всего год на исполнение поручения президента по модернизации системы социального питания и создания современной инфраструктуры отрасли. Участники круглого стола согласились с тем, что выполнить поручение президента в срок в Петербурге невозможно. Владимир Чернигов заявляет, что это невозможно без современной материально-технической базы. Но на данный момент нет единой методики оценки состояния школьных пищеблоков.
"На сегодняшний день начата гигантская программа капитальных ремонтов школ, — сообщает Чернигов. — Самым ёмким энергетически, технически, самым сложным узлом в школе является пищеблок. И если с этим не разобраться сейчас и не найти типовые решения для типовых школ, а в Петербурге есть довольно старые школы, не попадающие под современные стандарты, не начав делать эту работу системно и без единой методики, я думаю, что эта задача выполнению не подлежит".
Михаил Богданов добавляет, что нет даже понимания того, что именно нужно модернизировать, так как в Петербурге все школы разные: в центре города они могут располагаться даже в исторических зданиях, а в спальных районах они уже другие. В городе почти 700 школ, и для модернизации каждой нужен свой подход и бюджет. "Но есть паспортизация школ, которая может эту проблему решить. Правда, следом возникает другая проблема — кто будет следить за этим дальше, сопровождать и контролировать", — считает эксперт.
Леонид Мишуров отмечает, что их комбинат использовал свои инвестиции для модернизации пищеблоков тех школ, которые они обслуживают. Компания полностью обеспечила учебные заведения новой посудой, закупила более 45 единиц современного технологического оборудования, а также установила буфетные станции.
Но далеко не все участники рынки проявляют такую осознанность в этом вопросе. Павел Бойченко в завершение добавил, что проблема материально-технического обеспечения школ довольно серьёзная, и её надо решать в первую очередь: "Я не думаю, что за оставшийся год все школы успеют пройти модернизацию и обновить всю материально-техническую базу — это в принципе маловероятно, потому что проблем очень много". Поэтому надо действовать.
Наиболее существенная проблема для нашей сферы — нынешняя система проведения тендеров. С 2018 года контракты на организацию школьного питания в Петербурге распределяются по конкурсам с ограниченным участием по формуле "60/40". В 40 баллов оценивается квалификация и деловая репутация претендента, при этом предложение по цене контракта — в 60 баллов. Как следствие, участник тендера может уступать конкурентам в качестве, но предложить низкую цену и всё равно получить контракт. Демпинг порождает зачастую низкое качество услуг и, кроме того, вероятность различных форм недобросовестной конкуренции. Ситуацию к лучшему изменит смена приоритета в формуле "цена/качество" на противоположную пропорцию. Механизм конкурсного квалификационного отбора в системе социального питания действовал в Петербурге с 2009 по 2017 год. НМЦК вообще не было в числе критериев оценки, по которым определялись компании, не только обладающие наивысшей квалификацией, но и предложившие лучшие условия развития социального питания в образовательных учреждениях. Таким образом организатор социального питания брал на себя обязательство вкладывать собственные средства, в частности, в техническое оснащение, в логистику и прочие элементы инфраструктуры, в противном случае он попросту не мог рассчитывать на участие в последующих конкурсах. В нынешних условиях возврат к такой системе конкурсного отбора позволит отсеять как заведомо недобросовестных игроков рынка, склонных к демпинговым стратегиям и экономии на качестве предоставляемых услуг, так и тех претендентов на конкурс, которые пытаются реализовать экстенсивный путь развития своей сети без продумывания долгосрочных последствий для учебных заведений.
Светлана Ланенкова
генеральный директор ООО "Альфа-Провиант"