На грани нервного срыва: в Петербурге растёт градус тревожности

Автор фото: shutterstock

Более половины петербуржцев страдают от различных тревожных состояний, вызванных пандемией. Однако эксперты прогнозируют, что уже в ближайшее время градус тревожности станет ещё выше.

По данным Центра психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева Минздрава РФ, в Петербурге число обращений к психиатрам за первый год пандемии выросло на 30%. Ещё больше доля петербуржцев, которые нуждаются в психологической помощи.

Кошмар неопределённости

Как рассказала Нелли Самус, директор ФГБУЗ "Санкт–Петербургский дом–пансионат ветеранов науки Российской академии наук", всё чаще встречаются пациенты с астеническими состояниями, паническими атаками, вегетативной дисфункцией, генерализованными тревожными расстройствами и депрессией, воспалительными заболеваниями головного мозга и оболочек.
"Изоляция, опасность заражения, разобщённость с родными и друзьями, потоки негативной информации вызывают стрессовую ситуацию, а стресс ведёт к перенапряжению защитных и регуляторных систем организма, обострению хронических заболеваний, развитию невротических расстройств, артериальной гипертензии и сосудистых катастроф, — поясняет Нелли Самус. — Всем тревожно и страшно, рушатся жизненные стереотипы и планы, возникает прямая угроза жизни и здоровью. В этом случае страх и тревога — естественные эмоции, возникающие при опасности, они активируют защитные силы организма, мобилизуют внутренние ресурсы, но только в том случае, если всё это длится недолго. Если стрессовое состояние продолжительное и интенсивное, могут развиться патологические тревожные состояния, паника или подавленность, депрессии, нарушения сна и памяти, снижение работоспособности, слабость", — поясняет Нелли Самус.
По словам Натальи Колесник, кандидата социологических наук, старшего научного сотрудника сектора социологии власти и гражданского общества Социологического института РАН — филиала ФНИСЦ РАН, пандемию, связанную с ковидом, можно уподобить ситуации в фильме Хичкока "Птицы", когда рост тревожностей и страхов у людей вызван тем, что никто не знает, когда закончится этот "птичий кошмар" и как от него спастись.
"Нечто схожее мы наблюдаем по всему миру, и Россия не является исключением. Массовые страхи порождены тем, что ситуация не контролируема, а рецепты по спасению носят сугубо индивидуальный характер. То есть пандемию можно рассматривать как некую неопределённость, которая порождает негативные реакции, страхи и тревоги. Ведь пандемия не случается в нашей жизни ежегодно, поэтому любое новое явление со знаком минус вызывает социальное напряжение и тревоги", — говорит Наталья Колесник.
По словам эксперта, в тревожном обществе на индивидуальном уровне это проявляется в том, что мы не принимаем то, что нам навязывают (от режима ношения масок, соблюдения социальной дистанции и до обязательной вакцинации), игнорируем указания и циркуляры сверху или же, наоборот, в паническом страхе выполняем все предписания и скупаем все обереги от ковида в ближайшем переходе метро.
Состояние тревожности в социуме усугубляется ещё и тем, что официальные органы постоянно меняют свои требования. Например, в самом начале пандемии Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) настоятельно рекомендовала всем без исключения носить маски, а уже в июне 2020 года ошарашила мир заявлением, что эффективность масок не доказана, более того, если не соблюдать правила их ношения, маски сами могут стать источником вируса.

Не читайте газет

Опрошенные "ДП" эксперты также отметили, что на рост уровня тревожности в обществе в значительной степени влияют СМИ, в форме оперативных сводок публикующие информацию о смертности от COVID–19. Результаты совместного исследования Центра психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева и Первого Санкт–Петербургского медицинского университета им. Павлова (сделано в ходе первого этапа распространения эпидемии в России) говорят о том, что уровень психологического стресса в подгруппах респондентов, которые за 7 дней ни разу не искали новости о коронавирусе или же получали их максимум один или два раза в день, был значительно меньше, чем у тех, кто изучал их по 4–5 раз в день или чаще.
Однако, по мнению учёных, ещё большим источником стресса является неудовлетворённость предоставляемой информацией. В частности, на просторах интернета регулярно публикуется статистика избыточной смертности от COVID–19, которая в зависимости от источника может очень существенно отличаться. Например, по данным Росстата, от коронавирусной инфекции, вызванной COVID–19, в России в 2020 году скончался 144 691 человек, а вице–премьер РФ Татьяна Голикова обнародовала несколько другие цифры. По её подсчётам, к концу 2020 года с начала пандемии из–за коронавируса умерли 71 тыс. россиян, ещё более 45 тыс. человек с положительным тестом на ковид умерли по другим причинам.
Дополнительную почву для тревоги и ипохондрии даёт и уже укоренившаяся у большинства людей привычка "гуглить" появившиеся у них симптомы того или иного заболевания. "Когда пользователь интернета задаёт в поисковике вопрос, так или иначе связанный с медициной, то сразу появляются ссылки на статьи, описывающие самые разные страшные болезни, и всего за пару минут человек получает массу деморализующей и шокирующей информации. Продолжая поиски, пользователь, как правило, “застревает” на всё более страшных диагнозах. В среднем через 90 минут эти действия прекращаются, а на следующий день продолжаются снова", — рассказал Манфред Шпитцер, нейробиолог, психиатр, профессор Ульмского университета медицины и естествознания (Германия) на недавно состоявшейся III Международной конференции "Работа мозга: рычаги управления, возможности восстановления и пути совершенствования", организованной австрийским центром здоровья Verba Mayr. По словам Манфреда Шпитцера, новое психосоциальное явление уже получило наименование — болезнь Google, или Morbus Google.

Виноваты все

По мнению экспертов, градус тревожности в России уже в ближайшее время будет ещё выше. Ключевым триггером станет недельный "режим нерабочих дней", к которому почти никто не был готов, а также введение QR–кодов, без которых петербуржцев не пустят не только в музеи, фитнес–центры и кинотеатры, но многих и на работу.
При этом, по данным Стопкоронавирус, на сегодня полную вакцинацию прошли только 36,8% (чуть более 1,9 млн человек) жителей Санкт–Петербурга.
Эксперты не исключают, что помимо увеличения уровня тревожности в обществе введение цифровых пропусков может спровоцировать ещё и рост агрессии — как в отношении чиновников, которые их вводят, так и в отношении людей и объектов, никоим образом к этому нововведению не причастных.