Производители предупредили о неизбежном дефиците мебели

Автор фото: Сергей Ермохин

Проблемы поставок и роста цен на сырьё коснулись всех производителей мебели. Компании признаются, что дефицит товара неизбежен.

Первой о проблемах с логистикой и нехваткой сырья заявила IKEA. Шведский ретейлер признался, что проблемы с поставками могут продлиться до 2022 года.
"С началом пандемии мы отмечали повышенный спрос на нашу продукцию — новая реальность заставила пересмотреть привычный подход к обустройству дома. В то же время нас не мог не затронуть кризис, который охватил все сферы жизни. Мы стараемся минимизировать последствия ограничений и глобальные логистические сложности, которые влияют на работу компании по всему миру", — сообщили "ДП" в пресс–службе IKEA.
Коммерческий директор российского онлайн-ретейлера Hoff Максим Генке считает, что сейчас на рынке возникнет определённая нехватка и мебели, и товаров для дома, связанная с сезонным подъёмом спроса и проблемой поставок. В этих условиях у кого товар будет в наличии или с минимальным сроком исполнения заказа, у того будет и больше клиентов.
Основатель производства мебели Bragindesign Денис Никитин не исключает, что у локальных игроков в низком ценовом сегменте вырастет количество заказов из–за дефицита товаров у крупных ретейлеров.
Однако руководитель фабрики мебели Principle Максим Макаров рассказывает, что даже некрупные локальные игроки сильно ощущают на себе недостаток материалов на рынке: "Каждую поставку приходится искать и собирать у разных поставщиков. В большей степени вызывает настороженность рост цен на сырьё: материалы дорожают на 10% от месяца к месяцу стабильно. Мы заказываем комплектующие из Германии, но производятся они всё равно в Китае. Некоторое время наблюдались трудности с поставками, но сложилось впечатление, что это именно логистические проблемы импортёров, не связанные с производствами в Китае".
Денис Никитин также подчёркивает, что на сегодняшний день есть ряд задержек поставок от европейских поставщиков по фурнитуре, лакокрасочным и плитным материалам.
Максим Генке подтверждает наличие проблемы. Поставки тканей для диванов, которые идут из Юго–Восточной Азии, задерживаются. Не поступают вовремя грузы из Китая. Из–за карантина в портах, перегруженных железных дорог и нехватки контейнеров вся цепочка порвана, что вызывает сбои. Производители мебели сталкиваются с недостатком плёнки для ДСП, которая тоже закупается в Китае.
"Мы отмечаем некоторые проблемы поставок из Китая. Прежде всего тканей для диванов и кроватей. Но эти проблемы не настолько критичны, так как доля импортного товара в мебели у нас меньше 10%. Поэтому на нас это сказывается в меньшей степени", — говорит Максим Генке.
В IKEA пытаются минимизировать возникающие проблемы сразу несколькими способами. Локализируют производство, запускают альтернативные способы доставки, включая железнодорожные перевозки из Китая, ускоряют производство заказов у поставщиков, оптимизируют график прибытия опаздывающих поставок, перераспределяют товары среди магазинов и используют систему раздельной отправки покупателю с учётом текущего наличия товаров на разных складах.
Денис Никитин отмечает, что они были вынуждены удерживать интерес клиентов, предоставляя им различные льготы, в связи с увеличением сроков выполнения заказов из–за задержек поставок материалов: "Старались минимально повысить стоимость продукции, чтобы сохранить рентабельность производства. Это, конечно, отрицательно отразилось на прибыли компании".
В Hoff, несмотря на развитие розничной сети, сфокусированы на онлайн–продажах. Компания работает над цепочкой поставок, так как сейчас это самое сложное.
Максим Генке отмечает, что доля онлайна будет продолжать расти на рынке. Разрыв между традиционными и цифровыми компаниями будет только усиливаться. "На примере нашего сектора мебельные торговые центры будут терять долю, а компании, которые могут предложить клиенту высокий уровень сервиса во всех каналах продаж, будут наращивать долю", — уточняет он.
Одна из проблем мебельной отрасли — высокая конкуренция со стороны импорта, в частности почти полное отсутствие собственного производства фурнитуры. Аналитик WhatWood Елизавета Духовная уточняет, что отечественная фурнитура составляет 5% от общего объёма, потребляемого рынком.
При этом темпы роста производства мебели в натуральном выражении в 2021 году высоки. Елизавета Духовная отмечает, что цены на древесные плиты и комплектующие увеличились, что сказалось на ценах производителей. В стоимостном выражении выпуск мебели растёт ещё быстрее. За январь–август 2021 года в России было произведено мебели на 184,1 млрд рублей, что на 41% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
"Министерство промышленности и торговли РФ утвердило план мероприятий по импортозамещению в лесопромышленном комплексе, согласно которому доля отечественной мебельной продукции к 2024 году должна вырасти с 58 до 70%. Также правительство рассматривает вопрос о включении обязательной меблировки в критерии стандартного жилья. Эти действия позволят российским мебельным предприятиям получить дополнительную прибыль, что скажется на улучшении работы рынка", — заключает эксперт.