Балтийский "новичок": расширение порта в Приморске перевернёт грузопоток

Автор фото: Кульгун Андрей

За счёт чего Приморский универсально-погрузочный комплекс усилит Балтийский бассейн.

Правительство РФ выпустило распоряжение о развитии порта Приморск в Ленинградской области. Документ по сути даёт старт строительству первого глубоководного универсального морского комплекса в Балтийском бассейне.
Согласно распоряжению, территория порта будет расширена за счёт искусственного земельного участка, на котором будут размещены объекты капитального строительства. Они станут частью терминала по перегрузке угля, контейнеров, минеральных удобрений и сельскохозяйственной продукции. Мощность всех терминалов порта планируется в объёме 35,6 млн тонн в год. Созданием участка и строительством на нём объектов инфраструктуры займётся ООО "Приморский УПК".
Новый порт должен стать современным, высокотехнологичным и экологически чистым универсальным портом, грузооборот которого в перспективе будет сопоставим с показателями крупнейших портов Балтийского бассейна. В будущем Приморский порт может предложить более выгодные условия, чтобы переориентировать транзитный грузопоток из портов Европы. "Деловой Петербург" подробнее ознакомился с проектом, который способен поменять распределение мощностей в Балтийском бассейне.
Портовая инфраструктура Ленобласти играет важнейшую роль в вопросах развития экспортного потенциала России. Поэтому власти уделяют особое внимание вопросам развития транспортной инфраструктуры РФ, в частности, увеличению портовых мощностей Балтийского бассейна. Собственно проект Приморского универсально-перегрузочного комплекса реализуется в рамках этой стратегии. По первоначальной задумке, границы уже существующего морского порта Приморска — крупнейшего нефтеналивного балтийского порт — будут значительно расширены. Кроме строительства УПК, планируется создать также и инфраструктурные объекты, которые позволят обслуживать масштабный проект. Он реализуется в рамках федерального проекта "Развитие морских портов" нацпроекта "Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года".
Всего на территории Приморского универсально-перегрузочного комплекса планируется возведение 5 терминалов: угольного, контейнерного, зернового, минеральных удобрений и генеральных грузов. В дополнение к ним будет построен круглосуточный складской логистический центр площадью 100 гектаров. Его припортовые складские мощности будут использоваться в роли распределительно-накопительного пункта. Логистический центр уже назвал перечень услуг, которые будет оказывать в будущем: площадки для затарки/растарки контейнеров, сдача в аренду крытых складов с высокостеллажным хранением, низкотемпературных и распределительных складов. На площадках для хранения порожних контейнеров будут организованы дополнительные ремонтные сервисы, предусмотрены площадки для негабаритной и накатной техники, а также офисные помещения для размещения сотрудников транспортных и логистических компаний, таможенных и других служб, а также их персонала. Запланировано размещение лабораторий для санитарных и служб экологического мониторинга, гостиничного комплекса для сотрудников всех терминалов. В комплексе выделена территория и под зону строительства складских объектов формата build-to-suit, которые могут возводиться под требования конкретной компании-заказчика.
Грузооборот угольного терминала Приморского УПК составит 20 млн тонн в год, в перспективе он может быть увеличен до 25 млн. Доставлять уголь на терминал планируется поездами по уже существующей железнодорожной линии "Выборг – Приморск". Как ранее писал "ДП", предполагается реконструировать и электрифицировать эту однопутную линию. После будет построена вторая параллельная ветка. В угольном терминале также будут построены два закрытых склада хребтового типа, которые исключают пыление энергоносителя. Склад временного хранения угля рассчитан на 1,2 млн тонн, на нём может храниться до десяти марок угля одновременно.
Грузооборот контейнерного терминала Приморского УПК планируется в объёме 2 млн контейнеров двадцатифутового эквивалента в год, в перспективе он может быть увеличен до 3 млн. Круглосуточный склад временного хранения контейнеров разместится на площади в 40 га, он сможет вмещать до 60 тыс. контейнеров ДФЭ, ёмкость рефзоны запланирована на три тысячи розеток.
Базовая величина грузооборота терминала генеральных грузов планируется в размере 1,2 млн тонн в год с увеличением до 2 млн в перспективе. Генеральные грузы будут доставляться с помощью железной дороги и грузовых автомобилей.
Базовая величина грузооборота терминала минудобрений планируется от 5 до 7 млн тонн в год. Для удобрений запланированы два закрытых склада хребтового типа, которые исключают пыление. Суммарная ёмкость складов терминала указывается в районе 350 тыс. тонн, запланировано использование трёх линий разгрузки вагонов и двух судопогрузочных машин.
Грузооборот зернового терминала планируется в объёме 5 млн тонн в год, с возможностью увеличения до 7 млн тонн в год. Грузы на него будут также доставляться железнодорожным и автомобильным транспортом. В терминале запланировано функционирование 10 силосов, двух линий разгрузки вагонов, а также работа двух судопогрузочных машин.

Объёмы в мечтах и реальности

Для доставки грузов в Приморский универсально-перегрузочный комплекс запланировано и развитие автомобильной и железнодорожной инфраструктур. В частности, построят новую промышленную железнодорожную станцию, а также автодорогу, которая будет примыкать к трассе "Скандинавия".
Пока есть вопросы относительно мощности новых терминалов. На сайте проекта и в выступлениях представителей УПК она заявлена в размере до 65 млн тонн. В материалах правительства РФ речь идёт о сумме почти вдвое меньшей — 35,6 млн тонн. Несмотря на столь значительное расхождение в цифрах, проект выглядит достаточно перспективно, особенно если учесть международную политическую ситуацию.
Особый интерес этот проект приобретает благодаря появлению новых мощностей для минеральных удобрений. Новый терминал сможет забрать перевалочные объёмы "Беларуськалия", которому скорее всего придётся покинуть Клайпедский порт в декабре 2021 года. Впрочем, ввод Приморского УПК в эксплуатацию планируется лишь в 2023 году при условии следования генплану. Кроме того, проект реализуется за счёт частных инвестиций, поэтому рассчитывать на скидки, предоставляемые российскими госкорпорациями, ни белорусским, ни другим компаниям скорее всего не придётся.