На прошлой неделе Минфин внёс в правительство поправки в Налоговый кодекс, увеличивающие налог на прибыль для хозяйствующих субъектов, увлекающихся назначением высоких дивидендов. Министерство придумало формулу (в ней учитываются чистые активы, инвестиции и другие финансовые показатели за 5 последних лет), по которой компании, чьи выплаты акционерам окажутся слишком щедрыми, станут платить налог по ставке не 20%, как сейчас, а 25 или даже 30%.
Глава Минфина Антон Силуанов объяснил это тем, что дивиденды зачастую являются инструментом вывода сверхприбыли за рубеж.
"Конечно, такая ситуация не может нас устраивать. Мы заинтересованы в том, чтобы деньги инвестировались внутри страны", — подчеркнул министр. Исключение сделано для госкомпаний и госкорпораций, их "дочек", а также предприятий, где физлица напрямую контролируют более 50% капитала. Им новые ставки не грозят.
Что смущает в этом законопроекте? Первое. Равное отношение к компаниям всех форм собственности — базовый принцип налогового законодательства любой цивилизованной страны.
В нынешней редакции российского НК он соблюдён. Установление ставок налогов в зависимости от того, государственная компания или частная, — явное нарушение этого постулата.
Чем государственная "Роснефть" лучше частных "Лукойла" или "Сургутнефтегаза"? Плюс ко всему наши государственные монстры вроде "Сбера", "Ростеха" и пр. наплодили массу "дочек". Большинство из них находится в конкурентной среде, борясь за рынок с частными компаниями. Дифференциация налоговых ставок неизбежно убивает конкуренцию.
Второе. Российские законы вроде бы не должны иметь обратной силы — не карать за то, что происходило прежде, чем они вступили в силу. Но Минфин предлагает наказывать новой ставкой тех, кто платил последние 5 лет дивиденды в полном соответствии с текущей нормативной базой.
Третье и главное. В начале 2019 года после повышения НДС экс–премьер Дмитрий Медведев пообещал не поднимать налоги до 2025 года.
"Вводится мораторий на их изменение. Налоги в течение ближайших 6 лет корректироваться не должны", — твёрдо заявил тогда глава правительства.
С тех пор повышен НДФЛ для богатых, введён НДФЛ на доходы по депозитам, увеличен НДПИ для металлургов. Последовательность и честность по отношению к бизнесу и гражданам налицо.