Скандал с водителем-хамом может похоронить "Такси-Блюз"

Автор фото: Михаил Метцель/ТАСС

Компания может прекратить существование из-за разрыва контракта на услуги социального такси. Хотя конфликт с пассажиркой урегулировали в тот же день.

После инцидента, произошедшего на прошлой неделе с водителем социального такси ООО "Такси–Блюз" у поликлиники №38 на Кавалергардской улице, Смольный приостановил работу с этой компанией.
При этом, по словам генерального директора фирмы Ивана Вартанова, конфликт с пассажиркой, пострадавшей от неадекватных действий водителя, полностью исчерпан. В письме, которое поступило в редакцию "ДП", сообщается, что 16 сентября представителями ООО "Такси–Блюз" прямо в Следственном комитете был урегулирован вопрос возмещения морального ущерба пенсионерке Мунзире Башировой — получено письменное подтверждение отсутствия претензий с её стороны.
В разговоре с корреспондентом "ДП" Иван Вартанов рассказал, что компания уже направила письма в комитет по транспорту и комитет по социальной политике с просьбой пересмотреть решение.
"У нас проведена проверка Следственным комитетом РФ, прокуратурой Калининского района. Не было выявлено никаких нарушений, поэтому разрывать с нами контракт с юридической точки зрения не совсем верно. Хотя я понимаю, что в СМИ пошла шумиха и город отреагировал на это", — говорит он.
Предприниматель надеется, что контракт будет восстановлен. Иначе потеря возможности выполнять заказы социального такси приведёт к закрытию компании. Более 120 человек останутся без работы. Причём многие из сотрудников относятся к возрастной категории 50+ и работают в компании более 15 лет.
"Если что, я готов уйти с поста гендиректора, и я рассказал об этом в комитете по транспорту. Сотрудники не виноваты в данной ситуации. Люди просто останутся без работы. Если часть водителей сможет найти себе новое место, то сотрудникам из диспетчерской службы это будет сложно", — отмечает Вартанов. Компания на протяжении многих лет занималась только социальными перевозками и не работала с агрегаторами.
В городском комитете по социальной политике констатировали, что по состоянию на 22 сентября передача заявок по социальному такси в ООО "Такси–Блюз" приостановлена, заявки выполняют другие компании.
"В Петербурге предоставление социального такси осуществляется транспортными организациями, прошедшими квалификационный отбор в комитете по транспорту и допущенными им к специальному транспортному обслуживанию. Ежегодно его проходят порядка 30 компаний", — сообщили "ДП" в пресс–службе комитета.
Кстати, приём заявок от претендентов на выполнение заказов соцтакси в 2022 году закончился 15 сентября. Квалификационный отбор продлится до 31 октября 2021 года. Согласно требованиям, в автопарке конкурсанта в обязательном порядке должно быть как минимум одно транспортное средство, оборудованное аппарелями или подъёмниками для обеспечения проезда инвалидов.
В комитете по транспорту сообщают, что за первое полугодие 2021 года петербуржцы воспользовались этой услугой более 380 тыс. раз. В этом году в Петербурге работает 2250 обычных и 52 специально оборудованных транспортных средства. В следующем году для данной услуги комитет планирует задействовать около 3 тыс. автомобилей, из которых порядка 50 будут оснащены средствами для транспортировки маломобильных групп населения.
Иван Вартанов рассказал, что, как правило, пассажиры оплачивают 10% от стоимости поездки, а остальные 90% компенсирует бюджет Петербурга. Поэтому его компания полностью зависит от города. Согласно данным системы "Контур.Фокус", за 2020 год выручка ООО "Такси–Блюз" составила 15,7 млн рублей, уменьшившись более чем на 40% по сравнению с 2019–м. Зато чистая прибыль, наоборот, выросла со 140 тыс. до 482 тыс. рублей.
"Компании социального такси проходят серьёзную проверку. Проверяется всё — проводятся предрейсовые, послерейсовые осмотры, наличие технической базы. Мы предоставляем на осмотр абсолютно все автомобили, лицензируем все микроавтобусы для инвалидов–колясочников. После проверки, которую мы проходим в комитете по транспорту, никакая проверка — ни прокуратуры, ни Следственного комитета, ни налоговой — больше не страшна. Это же бюджетная сфера, поэтому нас под увеличительным стеклом рассматривают", — подчёркивает Вартанов.
Первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал отмечает, что услугу обычно используют, чтобы привезти и увезти человека к месту лечения или реабилитации, на работу или учёбу — то есть к социально значимым объектам. Как правило, стоимость услуги гораздо ниже, чем при пользовании обычным такси.
"При ведении бизнеса, связанного с обеспечением услуг для маломобильных граждан, репутация играет огромную роль, — отмечает Сигал. — Так как социальное такси используют люди с проблемами со здоровьем, важно обеспечить для них комфортное передвижение. Поэтому перевозчики, нарушающие правила, быстро лишаются контракта. С водителем, допустившим нарушения, компания очень быстро прощается".
Василий Сосновский, партнёр ЮК "Генезис", предполагает, что администрация расторгла договор, отталкиваясь от условия о ненадлежащем исполнении обязательств. "Дальнейшее — предмет переговоров и, возможно, судебных разбирательств. Если исполнитель не исполняет контракт или исполняет его ненадлежащим образом, то у заказчика нет обязанности платить неустойку в связи с расторжением контракта", — говорит юрист.