Кейсы, конкурсы, проекты: как перевести дизайн в бизнес-русло

Создать узнаваемый образ бренда, реализовать знаковый проект — значит получить конкурентное преимущество и повысить финансовые показатели компании. Качественный дизайн можно монетизировать.

Ежегодно в Петербурге выпускается около 7,5 тыс. студентов по направлению «дизайн», и только около 55% остаются в профессии. Дело в том, что стать квалифицированным специалистом на основании исключительно теоретических занятий невозможно. Необходимы постоянные наработки и кейсы, которые впоследствии ложатся в основу портфолио. К слову, именно его потенциальные работодатели изучают в первую очередь.
Вузам не всегда удаётся наладить взаимодействие с внешними компаниями и предложить обучающимся практику с решением реальных задач и созданием актуальных проектов. Отчасти это объясняется тем, что в России придаётся меньшее значение развитию отрасли, чем, например, за границей. На Западе уже давно пришло осознание: грамотный и лаконичный дизайн способен не только привнести визуальную эстетику в брендбук компании, но также повысить прибыль и доверие клиентов.
С этим согласны и многие российские эксперты. Более того, по мнению Ксении Бандориной, кандидата искусствоведения, доцента СПГХПА имени А. Л. Штиглица, члена ЮНЕСКО, именно дизайн сегодня помогает выявить проблему и предложить её решение: "Благодаря междисциплинарному образованию и системному креативному мышлению дизайнеры создают комфортную и безопасную среду, проектируют коммерчески успешные продукты, новые сценарии жизни, помогают обществу рационально использовать свои ресурсы — в особенности время". Получается, что для бизнеса дизайн — это всегда инновации и развитие, это та компетенция, которой нельзя пренебрегать, если компания хочет стать лидером. Об этом сегодня стали чаще задумываться и сами предприниматели, воспринимая дизайн как инструмент для решения насущных задач и продвижения компании в целом.
Другая положительная тенденция последнего времени — популяризация дизайна. На базе тех же вузов и по инициативе профильных сообществ стало проходить больше специализированных мероприятий, конференций, конкурсов, появились новые образовательные программы, в том числе онлайн-формата. Так, по информации образовательной платформы Skillbox, курсы по дизайну интерьера входят в топ самых популярных. В свою очередь, отраслевые конференции, по наблюдениям экспертов, уже не проводятся исключительно для узкого круга дизайнеров, а становятся полноценными площадками для общения между всеми участниками индустрии.
Один из характерных примеров — конкурс St. Petersburg Young Design, организованный Академией А. Л. Штиглица и Фондом поддержки инноваций и молодёжных инициатив Санкт-Петербурга (ФПИМИ). Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. В прошлом году он проходил только в рамках академии и назывался Stieglitz Young, а в этом уже приобрёл городское значение. Теперь в нём могут принять участие студенты и выпускники последних 3 лет всех вузов Петербурга с профильными направлениями по дизайну и искусству. Важно, что это не простое творческое состязание. Партнёрами конкурса уже второй год выступают производственные компании, застройщики, финансовые институты и музеи, среди которых ПАО "Газпромнефть", BIOCAD, АО "АБ "РОССИЯ", Технопарк "Ленполиграфмаш", девелоперская группа PLG и другие. Они предлагают принять участие юным дарованиям в разработке реальных проектов и впоследствии применить тот продукт, который был разработан.
"Итоги прошлогоднего конкурса Stieglitz Young и промежуточные оценки конкурса St Petersburg Young Design демонстрируют заинтересованность среднего и крупного бизнеса в молодых специалистах из сферы дизайна, — рассказал генеральный директор фонда Сергей Салкуцан. — С каждым годом число и масштаб компаний, выдвигающих свои номинации, растёт, а финальные работы конкурсантов высоко оцениваются партнёрами. Мы планируем, что конкурс будет проходить ежегодно, и приглашаем индустриальных партнёров к участию".
Для студентов опыт сотрудничества с бизнесом является уникальным. По их словам, интересно пробовать свои силы не только в учебной, но и в профессиональной среде, учиться понимать специфику рабочих процессов за пределами альма-матер. Для предприятий положительный эффект от участия в конкурсе также очевиден.
Победители номинации "История успеха" по разработке дизайн проекта раздевалки спортсменов команды регби Zastava Rugby на стадионе от ЗАО "Биокад" (конкурс "Stieglitz Young" 2020)
"Когда мы решили стать партнёрами, мы думали, что на выходе останутся лишь красивые рисунки, в итоге получились не просто варианты корпоративных подарков, а настоящие арт-объекты, которыми можно будет удивить руководителей любого уровня", — отметил представитель ООО "ЭкоПром СПб". Или: "Мы были потрясены уровнем тех работ, которые представили нам студенты, причём преимущественно 2-3-х курсов", — подчеркнули в компании PLG, рассказывая о проекте благоустройства пешеходной набережной, которая должна объединить три городских парка в единое культурное пространство — парк 300-летия Петербурга, Приморский парк Победы и ЦПКиО им. Кирова.
В итоге, чем больше будет таких мероприятий, посвящённых дизайну, тем больше будет расти квалификация студентов как специалистов и просвещённость заказчиков, тем легче сложится их взаимодействие. Уже сегодня конкурс привлёк партнёров из Москвы — Музей-заповедник "Царицыно", поэтому в следующем году состязание имеет все шансы выйти на федеральный уровень.