Москва не сразу строилась: фильмы и сериалы о столичных стройках

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

Как ни странно, именно картины "Москва слезам не верит" не будет в нашей подборке любопытных фильмов и сериалов, тем или иным образом затрагивающих тему строительства и строек в Москве

"Девушка без адреса", 1957 г., реж. Эльдар Рязанов

Не самая известная работа одного из самых популярных и любимых зрителями режиссеров СССР Эльдара Рязанова, эта лирическая комедия всё равно покорила сердца многих. Мастер трогательных историй, на этот раз Рязанов, снимая следующую после своего первого успеха ("Карнавальная ночь") работу, выбрал героями приехавших в столицу юных ребят. Строитель Павел по пути в Москву, куда едет по распределению, встречает в поезде Катю — и мгновенно влюбляется. Однако вокзальная суета разлучает застенчивую парочку, после чего Павел начинает искать Катю по всей Москве, параллельно работая на стройке. Конечно, не обошлось без проникновенных разговоров с товарищами "по строительным комбинезонам" — сцена на одном из верхних недостроенных этажей на фоне работающих подъёмных кранов, паллетов с кирпичами, ручной сборки стен и, конечно, с панорамой города с высоты птичьего полёта — всё это может легко посоревноваться с известной фотографией строителей одного из нью-йоркских небоскрёбов, сидящих на стреле подъёмного крана в воздухе над строящимся Манхэттеном.
История разворачивается в новом районе Черёмушки — когда-то здесь стояла деревня с таким же названием, а теперь в новых домах селятся молодые семьи. К слову, в период масштабной стройки таких кварталов в СССР все они в народе получили название "черёмушки". Главный герой — подрывник-Саша — влюбляется в архитектора и экскурсовода местного музея Лидию. Фильм стартует с веселой песни героев-соседей на фоне различных видовых композиций (от окон и двора дома до стройки и готовых жилых кварталов). Лента снята в 1962-м, и мы, вероятно, видим действительно актуальную картинку только что построенных домов не только снаружи, на общих высотных планах, но и внутри. Можно увидеть детали отделки и внутреннего убранства ещё пустых квартир, лестничные клетки и подъезды, которые осматривают восторженные будущие хозяева. И, наконец, именно сцена, где главная героиня показывает посетителям музея макет нового района, открывает фильм после титров. Даже удивительно, что реально существует фильм, так полно рассказывающий о новом районе и процессе его заселения. Впрочем, современному москвичу Черёмушки известны массовой застройкой "хрущёвками" — а сейчас эти панельные дома не самого лучшего качества идут под реновацию и снос. Судя по всему, ремейк ленты Герберга Раппапорта может быть уже не за горами.

"Покровские ворота", 1982 г., реж. Михаил Козаков

Одна из самых тонких и проникновенных комедий советского времени — лента Михаила Козакова "Покровские ворота", снятая по одноимённой пьесе блестящего драматурга и сценариста Леонида Зорина. История жильцов коммуналки у Покровских ворот разворачивается в 50-е годы под аккомпанемент вкрадчивого голоса Булата Окуджавы. Кольцевая композиция сюжета начинается в 80-е, когда безымянный герой в исполнении Козакова приезжает в старый двор, где идёт снос ветхого двухэтажного дома. Как поймут позже зрители, это главный герой, весёлый, задорный и обаятельный Костик (для начинающего тогда артиста Олега Меньшикова роль стала звёздным билетом в мир актёрского успеха), живший здесь 30 лет назад, приехал проститься не только с домом своей юности, но и со всеми соседями и друзьями тех молодых и счастливых лет. Старый дом сносят, чтобы дать место новостройкам, кадры которых в самом финале сменяют уютные виды старой Москвы. И вкрадчивый голос Козакова замечает: "пролетели 60-е, отгремели 70-е, я старею, а Москва молодеет". Так молодость главного героя, который в финале сюжетного кольца смотрит, как знакомые комнаты и стены разрушает строительная техника, сменяется его закатом — Москва же, напротив, претерпевает совершенно обратную метаморфозу, и образ строящейся молодой новой столицы вместе с тоской по беззаботной юности Костика всё-таки вселяет в зрителя мысли о светлом будущем того самого района Покровских ворот.

"Операция "Ы" и другие приключения Шурика", 1965 г., реж. Леонид Гайдай

Всенародно любимые комедии Леонида Гайдая, наверное, знакомы всем без исключения с детства. У каждого, как правило, есть любимый фильм Гайдая, и только три новеллы из "Операции "Ы" чаще всего стоят особняком. И какую бы из историй вы ни любили больше, с "Напарником" Шурик (наш герой) встретился как раз на стройке. Именно этот образ советской стройки жилого дома, пожалуй, самый известный в российском кино. Знаменитые кадры с кирпичными стенами, между которыми бегают герои, приклеиваемые на газеты жёлто-розовые обои с узором из огромных бабочек, единожды виденные, уже не исчезают из памяти. И хотя официально по сюжету местом действия является некий город Зареченск, снималась лента в Ленинграде и Москве, так что созданный Гайдаем и родной многим с детства образ в массовом сознании ассоциируется именно со столичной стройкой.

"Беспринципные", телесериал, 2020 г., реж. Роман Прыгунов

Российский сериал, снятый в 2020-м по мотивам рассказов петербургского писателя Александра Цыпкина, параллельно излагает историю отношений пяти пар, живущих на Патриарших прудах. Как часто бывает в аналогичных альманахах, все герои косвенно и по цепочке оказываются знакомы. Одна из пар с говорящими именами (не приученный к романам Роман и Вера, которой, как оказывается, верить нельзя ни в чём) в итоге получает самую интересную и неожиданную историю. Роман (Юрий Колокольников — альбинос в чёрных льняных костюмах и на дорогом автомобиле) руководит архитектурным бюро. Вера (Надежда Михалкова, облачённая костюмерами в идеально отточенный монохромный агрессивный стиль, полностью характеризующий её натуру) приходит в это бюро на работу, сразу становится трудолюбивой звездой и с успехом (не без хитрости) представляет один из проектов строительства эффектного здания совету директоров крупной компании. Примечательно, что, хотя герои явно располагают самыми прогрессивными презентационными и IT-технологиями, одобрение получает только самый простой и наглядный 3D-макет, выполненный, как и музейный макет Черёмушек, из картона на плоскости. Однако финал истории пока неизвестен, фанаты ждут продолжения развития всех сюжетных линий — съёмки второго сезона в самом разгаре.

"По семейным обстоятельствам", 1978 г., реж. Алексей Коренев

Комедия Алексея Коренева о превратностях семейной жизни, в которой участвует либо мать жены, либо мать мужа, сплетает забавную ниточку из повторяющихся ситуаций в жизни героев. Всё начинается с молодой пары. Их желанием завести ребёнка недовольна живущая с ними самостоятельная и моложавая теща Галина Аркадьевна (Галина Польских). После череды трогательных историй (например, появления Анатолия Папанова в роли неудавшейся "няни") Галина Аркадьевна находит любовь в лице художника Николая Павловича (Евгений Евстигнеев), и теперь ею недовольна свекровь Изольда Тихоновна (Евгения Ханаева). Впрочем, в финале и она получает предложение руки и сердца от давнего поклонника. И только одно смущает её — мать жениха никогда её не любила. В итоге Изольда Тихоновна, ко всеобщей радости, всё же уезжает к будущему мужу в Грузию, где и произойдет её встреча с грозной свекровью. В этот довольно простой, но широко развёрнутый сюжет аккуратно вплетено множество забавных эпизодов — в частности, мать критикует сына художника за то, что он всё время рисует новую любимую жену — а ведь деньги ему бы принесли коммерчески выгодные, как ей представляется, виды старой Москвы. Логично предположить, что в 1970-е, когда в столице началась массовая застройка новым жильём, именно старинные виды московских улиц стали ценны — ведь люди поняли, что через строительство мира нового безвозвратно уходит мир старый, и с ним тоже нужно как-то попрощаться или же оставить его частичку себе на память.

"Наша Раша", 2006-2011 гг., реж. Пётр Буслов

Комедийное телешоу "Наша Раша", созданное резидентами Comedy Club Гариком Мартиросяном и Гариком Харламовым, выходило на телеканале ТНТ. Юмористические зарисовки ушли в народ, образы запомнились и уже получили множество репликаций в сети. Одни из самых ярких персонажей — как раз строители-гастарбайтеры, Равшан и Джамшут. Они были, наверное, чуть ли не самыми популярными среди вереницы других героев — и именно они и олицетворяют собой одну из важных сторон строек в современной Москве. Гости из Средней Азии действительно по большей части не выполняют строительные работы должного уровня (что не секрет), зато условные Равшан и Джамшут уже являются частью российской субкультуры 2000-х и обогатили её множеством крылатых фраз.