Результаты аукционов к транспортной реформе 2022 года отозвались у экспертов воспоминаниями о Петербурге 2006 года, когда город впервые решился на масштабные изменения в этой сфере.
Тогда на рынке сложилась ситуация, когда "социальные" перевозки, на которых работал только ГУП "Пассажиравтотранс", оказались убыточными, а прибыль и даже сверхприбыль приносили только коммерческие маршруты. В городе трудилось порядка 50 частных перевозчиков.
Реформа, которая должна была пройти изначально в 2005 году, но из–за скандалов завершилась только в 2006–м, была призвана найти баланс: невыгодные социальные маршруты объединялись в одних лотах с доходными коммерческими.
На небольших игроков реформа рассчитана не была, как и нынешняя. Из пяти десятков перевозчиков почти тридцать отсеялись ещё на стадии подачи заявок, они их просто не подали, поскольку не нашли или не захотели найти деньги на обновление подвижного состава и в целом на игру по новым правилам.
Рынок поделили между собой шесть игроков, и сразу очертилась "большая тройка" из "Питеравто", "Третьего парка" и ПТК. Тогда власти не скрывали, что крупные перевозчики им нравятся куда больше мелких, объясняя это "заботой о петербуржцах".
Нынешние чиновники настолько прямолинейными не были, но вместо четырёх десятков лотов в итоге оставили только два, что сразу дало курс на укрупнение. Половину из них для видимости (или для ФАС) сформировали для мелких перевозчиков: мол, мы про малый бизнес не забыли. Но о том, как небольшим компаниям работать с газовыми автобусами, которые и дороже, и отдельной инфраструктуры требуют, умалчивалось.
В итоге из девяти небольших перевозчиков за лоты боролись только два: "Шпунт Северо–Запад" и "Такси". Первый — неудачно, второй — удачно, причём вторую реформу подряд: эксперты говорят о дружбе его хозяев с экс–губернатором Валентиной Матвиенко.
Без "большой тройки" в этот раз тоже не обошлось, только ПТК поменяли на московскую ГК "Ранд–Транс". "Питеравто" и "Третий парк" практически остались при своих.
ПТК, к слову, внезапно появилась на петербургском рынке пассажирских перевозок именно в реформу 2006 года. В 2022–м почти так же внезапно исчезнет.
Оставшихся вместе с ПТК не у дел перевозчиков ждёт либо уход в другие регионы, как минимум в соседнюю Ленобласть, либо переориентация на другие виды перевозок, а то и вовсе продажа бизнеса. Тому же "Ранд–Трансу", например, мощности в Петербурге ой как нужны.