Рынок постаматов и пунктов выдачи в Петербурге уже хорошо развит. Компании–операторы предполагают, что скоро самовывоз товаров станет востребованнее курьеров.
С ростом спроса на онлайн–покупки увеличивается востребованность пунктов выдачи заказов и постаматов. Для многих потребителей именно этот способ получения покупки наиболее удобен.
Генеральный директор PickPoint Надежда Романова отмечает, что Петербург предпочитает самовывоз.
"Это особенно стало заметно во время локдауна 2020 года, когда в Москве резко, но ненадолго вырос спрос на курьерскую доставку, а в Петербурге доля самовывоза показывала более 60%. Если смотреть, что же популярнее в самовывозе — постаматы или пункты выдачи заказов, то в своей сети мы видим такое распределение: 75% — постаматы и 25% — ПВЗ", — подчёркивает она.
В компании DPD отмечают, что количество посылок, полученных клиентами в пунктах выдачи и постаматах за первое полугодие 2021–го, в полтора раза превысило данные за аналогичный период прошлого года. Рост в полтора раза был зафиксирован и в I квартале.
По данным Data Insight, в конце 2020 года в Петербурге работало как минимум 2800 постаматов и пунктов выдачи, а сейчас их количество, может быть, уже на 50% больше. В компании сообщают, что в 2020 году на условиях самовывоза было доставлено 68% посылок. Среди доставок, которые выполняли собственные службы интернет–магазинов, а не агрегаторы и маркетплейсы, доля ПВЗ и постаматов ещё выше — 88%.
"Разделить ПВЗ и постаматы тут невозможно, потому что некоторые операторы гибко управляют потоками заказов — например, 5Post при выдаче в магазинах “Пятёрочка” может перенаправлять заказы из постаматов на выдачу на кассе", — подчёркивает старший аналитик Data Insight Наталия Крупенина.
В пяти минутах
Несмотря на то что рынок Петербурга на данный момент можно считать достаточно заполненным, представители основных компаний намерены расширяться дальше.
Надежда Романова подчёркивает, что ёмкость постаматных сетей в Петербурге достаточна для обеспечения выдачи текущего объёма заказов. По её оценке, сейчас в городе работает 2 тыс. постаматов от девяти игроков постаматного сектора, включая PickPoint. Среднее число ячеек на постамат составляет 50 штук.
"Наша аналитика показывает, что около 2 млн жителей Петербурга делают покупки онлайн, — добавляет Романова. — Они относятся к категории активных покупателей, с регулярностью покупок от одного раза в месяц и чаще, а в качестве способа получения заказа более чем в 60% случаев предпочитают самовывоз". То есть постаматы имеют запас мощностей, если трафик заказов на них будет расти.
В целом логистические компании действуют подобно торговым сетям, которые развивают формат магазинов у дома. Для удобства покупателей постаматы и ПВЗ устанавливаются из расчёта, чтобы расстояние между терминалами превышало 500 метров.
Наталия Крупенина отмечает, что, по данным на конец 2020 года, в Петербурге работало пять точек выдачи на 10 тыс. жителей. Примерно такой же показатель в Москве.
"Оба эти города лидируют по абсолютному количеству точек выдачи, однако по количеству пунктов на пользователя находятся в четвёртом десятке, уступая, во–первых, маленьким городам в Московской области (где население относительно невелико, а пунктов открыто много), а во–вторых, многим большим городам, например Краснодару, Самаре, Нижнему Новгороду", — сообщает эксперт.
Потребность в новых постаматах в Петербурге сейчас точно есть. Директор региональной сети Boxberry Александр Митурич подчёркивает, что плотности уже установленных терминалов пока недостаточно, чтобы обеспечить шаговую доступность для большинства клиентов. "В идеале покрытие должно быть таким, чтобы получатель пешком мог добраться до ближайшего постамата за 5–10 минут", — считает он.
Управляющий партнёр OmniCDEK Артур Григорянц и вовсе уверен в том, что в России постаматы только–только перестали быть инновацией и внедрились в повседневную жизнь мегаполисов. А теперь активно пробираются в регионы. Он напоминает, что оборот интернет–торговли в России растёт с каждым годом. Так, в январе 2021 года он увеличился на 44% по сравнению с показателем за аналогичный период 2020–го и достиг 431,4 млрд рублей.
"Петербург является вторым по значению городом в России, в котором наблюдается рост объёма онлайн–продаж и покупок, логично, что с каждым годом необходимость в постаматах и ПВЗ будет увеличиваться", — говорит Артур Григорянц. По его мнению, рынок постаматов только начинает расти и развиваться. Ведь 2 года назад ими пользовались лишь 20% населения.
Все способы доставки "последней мили" пользуются популярностью. Управляющий директор ПАО "Совкомбанк" Анна Камбулова также отмечает, что доля почтоматов "Халва" за последние 2 года уверенно растёт выше прогнозов. Она добавляет, что в современных условиях бесконтактная выдача стала очень важным сервисом для всех интернет–магазинов. Поэтому постаматы сейчас являются неотъемлемой частью портфеля услуг любого логистического оператора.
Сплошные плюсы
ПВЗ и постаматы имеют разные операционные модели и рассчитаны на разные задачи, график работы, занимаемую площадь и оборот посылок. Представители рынка утверждают, что оба формата равно популярны. При этом открытие пункта выдачи заказов в длительной перспективе выгоднее. Но установка постамата обходится дешевле.
Наталия Крупенина согласна, что вложения на старте в постамат меньше. Также для этого нужна меньшая площадь. "Для установки постамата нужно только подключение к интернету и розетка. Для ПВЗ — кассовый аппарат, принтер, терминал для эквайринга, определённая мебель по требованиям партнёра", — поясняет она.
Надежда Романова дополняет, что сейчас постаматы устанавливать выгоднее, так как средняя стоимость терминала скорректировалась за последние 2 года с 900 тыс. до 380 тыс. рублей. А расходы на обеспечение их работы остаются минимальными: арендная плата, электричество, интернет и чековая лента.
"Пункты выдачи заказов требуют больших площадей, выплату заработной платы и других расходов, — подчёркивает Романова. — Доход при этом вполне сопоставим. Владельцы постаматов и ПВЗ зарабатывают на выдаче онлайн–заказов. Средняя стоимость одной выдачи в пункте составляет 35 рублей, в постамате — 38 рублей".
В DPD только 20% получателей отдают предпочтение постаматам, остальные же продолжают делать заказы на ПВЗ. Соответственно, для компании как для логиста полноценные пункты оказываются выгоднее.
Начальник управления партнёрской сети DPD в России Ирина Зильберберг объясняет, что у пунктов выдачи меньше проблем с переполнением. Клиент может вскрыть посылку перед получением, чтобы убедиться, что с ней всё в порядке. При этом себестоимость выдачи ниже. Но ПВЗ сложнее в управлении из–за человеческого фактора.
"Поскольку мы сознательно делаем фокус именно на ПВЗ и понимаем, что качество их работы зависит не в последнюю очередь от сервиса, у нас есть экспертный отдел поддержки. С другой стороны, ПВЗ менее подвержены рискам хакерских атак, хотя мы не исключаем такой возможности и поэтому постоянно работаем над информационной безопасностью", — говорит Ирина Зильберберг.
В Boxberry также отмечают, что пункт выдачи выгоднее постамата. Александр Митурич уточняет, что, во–первых, у него меньше ограничений по весогабаритным характеристикам грузов, больше вместимость (здесь неважно количество свободных ячеек). Также есть услуги, которые недоступны в постаматах из–за технических особенностей (частичная выдача или примерка при получении, например).
Сам себе курьер
Рынок интернет–торговли из–за пандемии ускорил темпы развития, и уже для многих петербуржцев быстрая доставка вошла в привычку. Однако основную часть посылок из интернет–магазинов и маркетплейсов покупатели всё ещё забирают самостоятельно. У разных маркетплейсов доля самовывоза достигает 80–90%. Например, свыше 90% клиентов Wildberries предпочитают получать свои покупки в пунктах выдачи заказов, так как здесь можно примерить заказанную одежду и обувь, вернуть товары, если они не подошли по каким–то причинам.
Представители рынка считают, что в краткосрочной перспективе соотношение курьерских доставок и самовывоза вряд ли сильно изменится.
Наталия Крупенина отмечает, что большая часть потребителей продолжит пользоваться ПВЗ и постаматами — это дешевле и удобнее.
"Доставка до двери останется для определённых сегментов (еда, цветы) и ситуаций (срочная доставка). Популярность срочных заказов растёт, поэтому можно ожидать, что доля доставки до двери увеличится, однако в ближайшее время незначительно", — считает она.
В компании "СберЛогистика" отмечают, что среди способов получения заказов у них лидирует курьерская доставка. Но популярность получения заказов через пункты выдачи заказов и постаматы активно растёт.
При этом в компании добавляют, что становятся востребованными услуги курьерской доставки "по запросу" или on demand, когда заказ привозят в назначенное клиентом время. Это связано с тем, что в условиях быстрого ритма жизни покупатели не хотят подстраивать свои планы под доставку, ждать курьера до или после обеда или тратить на это целый день.
Александр Митурич предполагает, что в долгосрочной перспективе в крупных городах доля курьеров вырастет до 50%, так как сервисы доставки еды и продуктов приучат получателей к быстрому получению заказа в течение 1–2 часов. Поэтому в таких крупных городах, как Петербург, доставка на дом неминуемо будет развиваться и ускоряться.
Однако с таким прогнозом согласны не все эксперты. Анна Камбулова ссылается на опыт иностранных партнёров, где спрос всё активнее перетекает от курьерской доставки "из рук в руки" к автоматизированной выдаче. Она предполагает, что такой же сценарий возможен и в России.
К примеру, DHL в Германии без труда доставляет посылки по всей стране на следующий день после заказа, ежегодно увеличивая свой парк постаматов на несколько тысяч. В крупных городах Китая, как правило, вообще нет альтернативных способов доставки, кроме как постамат в парадном клиента.
“
Сейчас в Петербурге у нас порядка 700 пунктов выдачи заказов, и 95% из них успешно управляются нашими партнёрами–франчайзи. При этом 80% партнёрских пунктов открылись за последний год, после того как мы перешли на новую систему вознаграждения — процент от оборота в точке вместо фиксированной оплаты за каждую выданную посылку. Сегодня больше 70% клиентов выбирают для себя ПВЗ как главный канал доставки — покупателям нравится забирать свои заказы в удобное для них время рядом с домом. Однако, несмотря на заметный рост нашей сети в Северной столице, в областных городах и населённых пунктах всё ещё высокая потребность в открытии пунктов.
Денис Дьяченко
руководитель по развитию партнёрских логистических программ Ozon
“
Рынок электронной коммерции активно растёт, становится более конкурентным, также увеличивается количество интернет–магазинов. При этом для покупателей самое важное в предоставлении услуг доставки — это локация, удобство, простота и широта сервиса. Сейчас всё больше становится товарного ассортимента, для которого подходит доставка в пункты выдачи и постаматы. Покупатели активно используют эти способы, именно поэтому доступность и плотность пунктов выдачи и постаматов увеличивается с каждым днём.
Мария Зайцева
заместитель генерального директора по коммерции компании "СберЛогистика"