Смольный снова взялся за электросамокаты. Комтранс предлагает выслать их на особые парковки. Бизнес опасается коллапса индустрии.
Городской комитет по транспорту намерен ограничить возможность парковки средств индивидуальной мобильности (СИМ). В информации, опубликованной на сайте ведомства, говорится, что их размещение возможно только в соответствующих пунктах проката. Если же СИМ будет обнаружено где–то ещё, оно будет изъято представителями районных администраций и помещёно на хранение.
Данные изменения Правил благоустройства территории Санкт–Петербурга пока вынесены на всеобщее обсуждение. Но представители сервисов кикшеринга, как выяснилось, ничего о них не слышали. Об этом "ДП" рассказал директор Ассоциации микромобильности РФ Дмитрий Петрожицкий.
"С кикшеринговым сообществом эту инициативу не обсуждали. Мы считаем, что любые инициативы органов власти, касающиеся этой новой индустрии, просто необходимо вначале обсуждать с игроками рынка. Ведь люди вкладывают очень серьёзные инвестиции, создают рабочие места, трансформируют транспортные модели городов, разгружая дороги", — отмечает он.
Ограничения осложнят использование самокатов для горожан, считает эксперт по городскому и транспортному планированию Алексей Радченко. "Идти надо будет дольше, поставить рядом с местом назначения сложнее", — поясняет он.
Сооснователь сервиса кикшеринга Urent Андрей Азаров уверен, что искусственное ограничение количества парковок ставит под угрозу развитие шеринговых самокатов как современного городского транспорта и ограничивает их использование только развлекательными целями.
Азаров отмечает, что искусственное ограничение числа парковок (с тысячи до 122) в Казани уже сказалось на удобстве шеринговых самокатов для пользователей и привело к снижению числа поездок в Urent на 30%. В настоящий момент в компании оценивают ситуацию в данном регионе и принимают решение: имеет ли в принципе смысл продолжать там работать.
Основатель Whoosh Дмитрий Чуйко напоминает, что кикшеринг при помощи электроники отслеживает местоположение всех самокатов. "Мы не используем free–floating — модель, когда самокат можно оставить где угодно. Точки выверены на карте, только в них можно завершить поездку. Это виртуальные парковки, они занимают место, равное самокату", — говорит он. Чуйко добавляет, что станции проката — вынужденная мера для сервисов, организованных иначе.
"По европейскому и российскому опыту мы видим, что станционные модели использования менее эффективны, чем виртуальные парковки. Это удобно для прогулок в парке, — рассказывает Чуйко. — Невозможно организовать такое же число станций, как для транспорта".
Дмитрий Петрожицкий говорит, что ни в одном из регионов нет требований по установке станционных парковок. Они есть только в Москве.
"Московский Дептранс располагает необходимыми ресурсами. Повторить этот опыт в регионах не удастся в силу высокой цены вопроса. Переложив бремя создания инфраструктуры на операторов рынка, город многократно сократит доступность СИМ. К тому же подобное требование может быть расценено антимонопольным ведомством как фактор дополнительных, неправомерных расходов бизнеса, затрудняющий равный доступ операторов кикшеринга на рынок", — подчёркивает он.
Эксперт добавляет, что если петербургские улицы не удалось оборудовать велодорожками достаточной протяжённости, то организация необходимого числа парковок ещё менее вероятна. "А значит, основным эффектом предлагаемых требований станет локальный коллапс индустрии кикшеринга", — считает Петрожицкий.