Дефицит тормозит развитие онлайн-продаж на авторынке

Автор фото: Коньков Сергей

Продажи автомобилей напрямую от производителя бьют все рекорды. Покупатели массового сегмента при покупке в обход дилеров стремятся выгадать в цене. Но развитию онлайн–продаж мешает дефицит машин.

Автомобильные концерны активно развивают в России онлайн–сервисы, в том числе продажи напрямую от завода. Как ожидали покупатели, такая схема поможет им обойти проблему навязывания дополнительного оборудования от дилеров.
Как сообщили в "Хендэ Мотор СНГ", с декабря прошлого года по май текущего компания продала около 1100 машин через собственную онлайн–платформу. Аналогичных результатов добился Nissan, который в дополнение к онлайн–продажам запустил возможность полного дистанционного одобрения кредита через профиль покупателя на "Госуслугах". "По результатам 2020 года мы можем говорить более чем о 1000 автомобилей, которые были проданы дилерами онлайн–сервисов", — рассказали "ДП" в пресс–службе российского представительства Nissan. В начале 2021 года компания также запустила склад автомобилей в наличии.
В прошлом году планы автокорпораций по развитию онлайн–сервисов вызвали недовольство дилеров в стране. Оно докатилось и до ассоциации "Российские автомобильные дилеры". Тогда её президент Вячеслав Зубарев сообщил о планах провести переговоры со всеми сторонами. Предполагалось, что речь может идти о смягчении требований производителей о ребрендинге салонов официальных дилеров или же о снижении требований к инвестиционным вложениям в их автосалоны, которые нужны для соответствия формату марки. О результатах переговоров не сообщалось. Но сейчас автодилеры из процесса онлайн–продаж полностью не выключены. Фактически речь идёт о симбиозе онлайн– и офлайн–услуг.
Например, автодилеры участвуют в покупке автомобилей по системе "трейд–ин" и в кредит, а также выдают заказанные машины. Так, при покупке в кредит оплата с карты идёт к дилеру, и он также получает от автопроизводителя комиссию при покупке машины онлайн, рассказывает собеседник "ДП".
С другой стороны, дилер узнаёт о бронировании машины уже после того, как поступила предоплата, и не может добавить на неё какие–то опции — а именно на это часто жаловались покупатели, отмечает другой участник рынка. При этом, по его мнению, дополнительные опции от дилеров делают автомобиль более индивидуальным, а в некоторых случаях они просто нужны в рамках российской действительности. "Например, некоторые модели идут без антикоррозийной обработки днища, без защиты картера", — приводит примеры собеседник "ДП".
Спрос на онлайн–сервисы действительно есть, и нынешний превышает предложение. Машин в продаже мало из–за проблем с поставками комплектующих, и дистрибьюторы самих концернов тоже чувствуют этот дефицит. К примеру, на момент сдачи номера в сервисе онлайн–продаж Hyundai не было доступно ни одного автомобиля. После выгрузки на сайт их выкупают максимум за полчаса, говорит один из автодилеров.
Когда дефицит новых машин исчезнет, пока прогнозировать никто не берётся. Некоторое оживление рынка ожидается уже в этом году. По прогнозу Минпромторга РФ, в 2021 году выпуск легковых, лёгких коммерческих и грузовых автомобилей может вырасти на 4,9% и достичь 1,49 млн единиц. Правда, это всё равно на 12,9% ниже докризисного 2019–го.
Продажи в этих сегментах автомобилей в текущем году могут составить 1,76 млн штук (+4,8% к 2020 году и –4,9% — к 2019–му).
Ведомство также ожидает, что экспорт автомобилей в стоимостном выражении по итогам 2021–го может увеличиться на 6,3% и достичь $3,7 млрд. Однако по сравнению с докризисным уровнем это на 21,6% меньше.