Пандемия ускорила развитие телемедицины

Автор фото: ТАСС

Развитие виртуальных услуг продолжает задавать новые тренды в здравоохранении. В связи с возникновением и распространением коронавирусной инфекции этот процесс приобрёл новые темпы.

Одним из таких новых направлений стало использование телемедицины российскими клиниками.

Виртуальная помощь

По сути это дистанционное предоставление медицинских услуг и взаимодействие медицинских работников между собой с помощью телекоммуникационных технологий. Это касается, например, мониторинга состояния пациента или обычной консультации со специалистом. Кроме того, существует два типа взаимодействия внутри телемедицины. Один из них врач — пациент, он используется для передачи результатов исследований или заключений или прямых консультаций с врачом. Второй вариант взаимодействия: врач — врач, применяется для обмена данными между врачами через цифровые технологии и иные способы передачи электронной информации.
Телемедицина удобна тем, что пациент может экономить своё время и поговорить с врачом из дома или любого другого удобного места. Попасть "на приём" можно в течение нескольких минут без очередей, траты времени на дорогу и ожидание — в любое время суток и из любой точки мира, где есть интернет.
"Любой человек может сначала обратиться к специалисту удалённо, а после при необходимости записаться на очную консультацию, где ему, например, могут выписать больничный, препараты. В большинстве случаев вопросы, с которыми пациенты приходят на первичный приём, можно решить дистанционно, и последующий визит к врачу может и не потребоваться. “Онлайн–врачи” — такие же специалисты, как и на очном приёме", — добавляют в пресс–службе "СберЗдоровья".

Соблюдая дистанцию

Пандемия подстегнула развитие рынка телемедицины, поскольку люди не имели возможности выходить из дома, а вопросы их здоровья становились всё более актуальными. "Ограничения уже давно ослаблены или сняты, но число людей, общающихся с врачом онлайн, по–прежнему растёт, причём динамика более чем двукратная. Это говорит о том, что такой формат консультации с врачом люди выбирают по собственному желанию, а не из–за невозможности посетить клинику очно.
Онлайн–консультации для врачей сегодня — это уже не цель, а требование рынка. "Так меняется реальность: с пандемией многие отрасли в значительной степени перешли в онлайн. Причём в случае с медициной это не был одномоментный или внезапный переход в онлайн в прошлом году: врачи давно консультируют своих пациентов по телефону, дают советы онлайн, когда ведут пациента на протяжении его пути лечения", — говорит Михаил Беляндинов, сооснователь и исполнительный директор BestDoctor.
Основными городами, где услуги телемедицины пользуются высоким спросом, естественно, являются мегаполисы — Москва, Петербург и Екатеринбург. По данным "СберЗдоровья", Петербург — второй по популярности город России по числу обращений к телемедицинским специалистам. Количество телемедицинских консультаций петербуржцев в сервисе за первые 5 месяцев 2021 года уже превышает их количество за весь 2020 год. Динамика роста консультаций за 5 месяцев года — 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2020–го.
"Цифровизация медицины, желание пользователей упростить коммуникацию с врачом и получить максимум услуг в своём телефоне — драйвер роста. Только за 2020 год нашим приложением SmartMed, которое внедрено в клинике МЕДСИ, воспользовались более 35 тыс. раз", — рассказала директор клиники на Марата Зинаида Мякина. Она добавляет, что за 2020 год спрос на телемедицинские консультации вырос на 300%.
Примечательно, что высокий спрос на услуги телемедицины обеспечивают представители молодёжи. По словам специалиста по сопровождению телемедицинских консультаций Центра телемедицинских технологий ФГБОУ ВО СПбГМУ Елены Хаустовой, средний возраст пациентов колеблется от 0 до 18 лет. И это неудивительно. Ключевое преимущество онлайн–консультаций, разумеется, в возможности получить помощь 24/7 и не выходя из дома. Второе — в доступе к высококлассным специалистам онлайн, когда в офлайне к ним может не быть доступа — например, в мелких населённых пунктах или за границей. "У нас были и такие случаи: мы консультировали пациента, когда он находился за границей и не мог иначе получить квалифицированную медицинскую помощь и рекомендации по дальнейшему лечению", — говорит Михаил Беляндинов.

Закон для цифры

Несмотря на развитость российских телемедицинских услуг, существенным тормозом для роста рынка являются нормотворческие барьеры. В 2018 году вступил в силу закон, согласно которому ответственность за медзаключение по результатам консультации по телефону или интернету несёт тот, кто её дал, — удалённый врач или консилиум. При этом ответственность за принятие решений по результатам лежит на лечащем враче. На первый взгляд, в законе всё прописано довольно понятно, однако некоторые медицинские юристы сомневаются в том, что такая инициатива упростила работу врачам и пациентам. Ибо в большинстве случаев после телемедицинской консультации в заключении может быть рекомендован личный визит к врачу, так как дистанционно назначить лечение и поставить диагноз нельзя, а в некоторых случаях без первичного осмотра и вовсе не обойтись.
Кроме того, телемедицина сама по себе не лицензируется как отдельная услуга и представляет собой услугу дополнительную, которая может оказываться в любом направлении без специальности. Однако если клиника специализируется на конкретном профиле — будь то неврология или дерматология, — то за рамки перечня выходить нельзя. По этой причине многие онлайн–платформы, предоставляющие телемедицинские услуги, не могут получить соответствующие лицензии и консультировать пациентов комплексно.
"Закон помог развитию сегмента, но пока ещё есть ряд ограничений, которые мешают этой отрасли развиваться быстрее. Технически мы не уступаем мировым лидерам, но законодательно пока отстаём. Речь о возможности постановки диагноза онлайн, выписке рецепта, назначении лекарств после онлайн–консультации, полном добавлении телемедицины в ОМС. Все эти инициативы привели к многократному росту рынка телемедицины в Китае и США", — отмечают в пресс–службе "СберЗдоровья".