Предъявите права, подышите в трубочку: электросамокаты превращаются в мотоциклы

Автор фото: Vostock-photo

Бум электросамокатов и кикшеринга может в любой момент завершиться в результате деятельности правоохранительной системы. Пример того, как это может произойти, показан накануне в Екатеринбурге. Правовая неопределённость позволяет оценивать электросамокат как разновидность мотоцикла со всеми вытекающими последствиями.

Управление МВД по Екатеринбургу распространило 1 июня сообщение о привлечении к административной ответственности женщины-водителя электросамоката. Её оштрафовали за отсутствие прав. Кроме того, сообщается, что возбуждено административное дело о езде по тротуару. При этом екатеринбургские полицейские сослались на технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", в соответствии с которым электросамокат — транспортное средство категории L.
В техрегламенте говорится, что к категории L1 относятся двухколёсные транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, а рабочий объём двигателя — 50 см3, или в случае электродвигателя номинальная максимальная мощность в режиме длительной нагрузки должна быть не выше 4 кВт. Минимальной планки технических характеристик документ не предусматривает.
Госрегистрация транспортных средств категории L1 не требуется, но в остальном требования к ним такие же, как к мотоциклам. То есть водителям требуются права и шлемы, ездить можно только по проезжей части и т.д.
Между тем, это уже не первый случай признания электросамоката транспортным средством, напоминает автоэксперт Дмитрий Попов. "Были судебные заседания, которые становились поводами для оценки обстоятельств использования этого транспортного средства, — говорит он. — И голоса судей распределились: 65–70% из них убеждены, что это мопед, а 30% считают, что оно не обладает признаками транспортного средства, руководствуясь комментарием Верховного суда".
В 2019 году Верховный суд выпустил постановление, согласно которому водители транспортных средств с электродвигателем мощностью менее 4 кВт фактически освобождаются от наказаний по автомобильным статьям КоАП. В частности, на это постановление сослался в начале 2021 года суд в Казани, освободивший от ответственности самокатчика, отказавшегося пройти проверку на алкоголь.
Этими правовыми актами подходы к электросамокатам не исчерпываются. Например, в Правилах дорожного движения электросамокат подходит под описание велосипеда (если электромотор не мощнее 0,25 кВт) или даже пешехода (в ПДД он может ехать на самокате, а есть ли у самоката двигатель, не уточняется). "Действительно, имеется пробел в праве", — признаёт вице-президент Санкт-Петербургской коллегии адвокатов Алексей Горичев.
В Петербурге пока неизвестно случаев привлечения водителей самокатов к ответственности по автомобильным статьям, хотя число самих происшествий, как и во всей стране, растёт. Так, 25 мая ГУ МВД по Петербургу сообщило о задержании нарушителя, который на электросамокате сбил женщину и скрылся. В его отношении возбудили уголовное дело по статье "причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности". Хотя, если считать мужчину водителем транспортного средства, то ему можно было бы вменить и нарушение ПДД и оставление места ДТП.
В кикшеринговых компаниях также отказываются считать электросамокаты разновидностью мопедов. "Самокаты Whoosh обладают двигателями, мощность которых меньше 250 Вт. Это максимальная мощность в режиме длительной нагрузки, мы проводили экспертизу в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете, чтобы точно знать, не относятся ли они к мопедам... На наш взгляд самокат — это всё-таки велосипед", — заявила "ДП" пресс-секретарь компании Whoosh Юлия Камойлик.
"Согласно действующим ПДД, электросамокаты мощностью до 250 ватт приравнены в правах к пешеходам", — уверены в другом кикшеринговом сервисе Urent.
Известно, что Минтранс с 2019 года разрабатывает законодательство о средствах индивидуальной мобильности, к которым планируется отнести и электросамокаты. Но до сих пор никакого проекта представлено не было. Между тем, последние несколько лет в крупных городах России, включая Петербург, наблюдается бум продаж электросамокатов, а также пользования кикшерингом. Число электросамокатов в кикшеринге в Петербурге в этом году перевалило за 10 тыс. Совладельцы крупнейшего сервиса Urent — Сбербанк и Mail.ru. Выйти на рынок кикшеринга также планирует "Яндекс".