"Диалог вёлся давно": покупка "Дикси" не поможет "Магниту" догнать X5

Автор фото: Петр Ковалев

Объявление "Магнита" о покупке сети "Дикси" точно может стать сделкой года в сегменте FMCG. Если сделка будет завершена в этом году, то на федеральном уровне "Магнит" сможет претендовать на первое место в рейтинге продуктовых ретейлеров. В Петербурге картина несколько иная.

По данным INFOline, сейчас на первом месте в стране находится X5 Retail Group, на втором — "Магнит", третье занимает "Меркурий Ритейл Груп Лимитед" (ГК "Дикси", ГК "Красное&Белое", "Бристоль"). В 2020 году X5 увеличил выручку на 14,3%, до 1974 млрд рублей, "Магнит" — на 13,3%, до 1510 млрд рублей без НДС. Выручка "Меркурий Ритейл Груп Лимитед" выросла на 18,4%, до 950 млрд рублей — этому способствовало объединение сетей в один холдинг.
Цена сделки, как сообщают в "Магните", основана на текущей стоимости бизнеса "Дикси" — 92,4 млрд рублей. Партнёр агентства M.A.Research Анна Синявская отмечает, что сумма будет скорректирована в процессе подготовки к сделке с учётом финансовых показателей на момент её заключения. "Дикси" владел 2651 магазином по всей стране (бренды "Дикси", "Мегамарт" и т. д.). Также "Магнит" приобретёт пять распределительных центров общей площадью 189 тыс. м2, расположенных в Москве, Петербурге и Челябинской области.
О причинах продажи сети в компании не рассказывают. Анна Синявская предполагает, что собственники "Меркурий Ритейл Груп Лимитед" решили сконцентрироваться на развитии сетей алкомаркетов "Красное и Белое" и "Бристоль", в том числе за счёт денег, полученных от продажи "Дикси". "Возможно, финансовые и операционные результаты ретейлера оказались ниже, чем ожидали собственники. Возможно, развивать разные форматы оказалось более затратно, чем планировалось изначально. Насколько я вижу, продавать планируют только "Дикси", а "КиБ" и "Бристоль" продолжат развиваться под управлением "Меркурия"", — говорит Синявская.
Кроме того, магазины "Красное и Белое" позиционируют себя как магазины у дома, которые предлагают своим покупателям продукты по лучшим ценам. "У нас примерно 50/50 продуктов и алкоголя, то есть мы не чистый алкомаркет, и самые продающиеся товары у нас — это яйца, маски, пиво и сигареты", — ранее говорили "ДП" в пресс-службе "Красного и Белого". Не исключено, в будущем компания ещё больше расширит продовольственный ассортимент и станет таким же магазином у дома, как и "Дикси".
Что касается петербургского продовольственного рынка, то с уходом многих местных компаний, "Магнит" укрепил свои позиции в регионе. Осенью прошлого года ретейлер заключил долгосрочные договоры аренды 77 помещений, в которых ранее располагались магазины ТД "Интерторг" под брендами "Семья" и Spar. Также некоторые точки краснодарская компания открыла на месте бывших супермаркетов "Полушка".
Развитие "Магнита" в Петербурге и Ленобласти идёт семимильными шагами, а вот X5 Retail Group уже давно вышла за пределы допустимой 25%-ной доли рынка и имеет ограничения по открытию новых точек.
На рынке Петербурга доля "Магнита", по данным местного УФАС, за январь-апрель 2020 года составила 7,24%, "Дикси" — 7,42%. Руководитель Rusland SP Retail Александр Волков отмечает, что совокупная доля "Магнита" и "Дикси" составит около 15%. При этом доля X5 на рынке продуктового ретейла Петербурга составляет порядка 32%. "Поэтому даже после слияния объём сети не сможет перевесить долю X5. Данный диалог вёлся давно, просто в настоящий момент стороны достигли договорённости по цене", — подчёркивает он.
Синявская оценивает долю "Дикси" в Петербурге выше — на уровне 9-9,5% в 2020 году. В этом случае после завершения сделки "Магнит" сможет нарастить долю на петербургском рынке до 17-18%. Но всё равно для захвата местного рынка ретейлеру далеко. "Магнит" так быстро не догонит Х5. По мнению Синявской, это возможно только в течение 3-5 лет.