Военная отдача: "Пелла" пытается избежать платы за просрочку по контракту с ВМФ

Автор фото: ТАСС

"Пелла" не смогла защититься от просрочки по сдаче ракетных кораблей "Каракурт"

Верховный суд РФ 8 апреля отказал судостроительной верфи "Пелла" из Ленинградской области в передаче её кассационной жалобы на рассмотрение коллегии по экономическим спорам. Поводом для суда между предприятием и министерством обороны РФ в очередной раз стал контракт на изготовление и поставку семи малых ракетных кораблей проекта 22800 "Каракурт".
Серию этих корветов закладывали в рамках политики импортозамещения. Двигатели для них производит петербургский завод "Звезда", и предполагалось, что это позволит избежать задержек в обновлении корабельного "штата" ВМФ. Кроме того, "Каракурты" позиционировались как замена фрегатам проекта 11356Р "Буревестник". После крымских событий 2014 года Украина отказалась поставлять для них двигатели.
Договор на строительство "Каракуртов" стоимостью 40,2 млрд рублей стороны заключили в 2015 году. Первый из них "Пелла" должна была передать заказчику до 25 ноября 2017 года, а далее — сдавать по два корабля в год (в 2018, 2019 и 2020–м).
Однако сроки сдвинулись минимум на год. Головной корабль проекта 22800 "Ураган" (переименованный позднее в "Мытищи") передали ВМФ России в декабре 2018 года. А затем, в 2019 и 2020 годах, — ещё два.
В ходе исполнения контракта обстоятельства изменились настолько, что если бы "Пелла" могла это предвидеть, то не заключала бы его или подписала бы на "значительно отличающихся условиях", говорится в опубликованных материалах дела.
Петербургское ПАО "Звезда", включённое в цепочку как единственный производитель судовых дизелей, просрочило их поставку более чем на год. Верфи и заказчику удалось согласовать изменение сроков поставки, однако данное изменение, согласно соответствующему дополнительному соглашению, не распространялось на период просрочки, возникшей до его заключения. Этот период в 3 месяца по формальным признакам может быть признан просрочкой со стороны "Пеллы".
В суде верфь пыталась обязать заказчика внести изменения в контракт, "сдвинув" срок действия этого допсоглашения, однако потерпела поражение в трёх инстанциях.
Стоит отметить, что Минобороны в рамках другого иска уже предъявило "Пелле" просрочку за этот период, оценив её размер в 2,9 млрд рублей. Суд первой инстанции удовлетворил иск частично, снизив сумму неустойки до 447 млн рублей. Апелляция сократила её ещё, до 2,9 млн. На данный момент рассмотрение дела дошло до Верховного суда, решение пока не вынесено.
В "Пелле" не смогли оперативно прокомментировать ситуацию. В пресс–службе ПАО "Звезда" пояснили, что в рамках программы строительства кораблей ВМФ (в том числе серии МРК "Каракурт") была необходимость в кратчайшие сроки освоить производство продукции редукторного направления.
"С 2014 года объём госзаказа на предприятии возрос десятикратно. Это привело к объективному отставанию от графика поставок в первые годы работы по программе импортозамещения. Усилиями управленческой команды ПАО “Звезда” за период 2018–2020 годов отставание по заказам удалось сократить почти в 2 раза", — сообщили в пресс–службе. Там добавили, что к 2022 году "Звезда" рассчитывает выйти на выполнение производственной программы в срок и находится в постоянном контакте с заказчиками–судостроителями.
Двигатели для серии "Каракуртов" производит и поставляет только ПАО "Звезда". Руководитель производственно–инженерного департамента Кингисеппского машиностроительного завода (КМЗ) Михаил Бороздин говорит, что на "Звезде" часто меняется управленческая команда. "Это может быть одной из причин нестабильной работы предприятия", — полагает Бороздин.
Другое предприятие (например, КМЗ) могло бы содействовать сдаче кораблей в срок, но все этапы постановки двигателей на производство должен согласовывать разработчик, то есть "Звезда". "Поскольку это фактически наш конкурент, идея выглядит утопичной", — резюмирует Бороздин.
При поставке уникального товара, производство которого невозможно без участия предприятий, производящих уникальные комплектующие (к каким относится и ПАО "Звезда"), зачастую возникает проблема невозможности исполнения обязательств в срок, подтверждает генеральный директор, партнёр юридического бюро "Григорьев и партнёры" Наталья Григорьева. По её словам, основанным на практике споров верфей и Минобороны, заказчик в целом готов идти навстречу поставщику в части сроков.
"Навстречу поставщику идут и суды, снижая установленный размер неустойки. Кроме того, поставщик не лишён права взыскать неустойку за просрочку со своих контрагентов, тем самым закрыв убытки, связанные с выплатой неустойки заказчику", — поясняет Наталья Григорьева.
В 2018 году "Пелла" уже подавала иск к "Звезде", пытаясь взыскать с неё неустойку 841 млн рублей за просрочку. Но тогда стороны заключили мировое соглашение.