Петербургский стартап разработал сервис найма временных сотрудников для ретейла

Автор фото: Архив ДП
Компания GigAnt работает с 2019 года, однако в публичное поле вышла только сейчас. На данный момент услугами сервиса уже пользуются "Пятёрочка", "Азбука вкуса", "ВкусВилл" и другие сети. Сервис ежедневно выводит в магазины до 1500 человек. На Петербург из них приходится около 150 исполнителей: в городе услугу начали предоставлять недавно. "Мы о себе не рассказывали. Такого рода продукты любят поначалу тишину. Мы не плодили конкурентов, и сейчас у нас за счёт этого хороший “гандикап”", — рассказал "ДП" СЕО GigAnt Денис Решанов.
Привлекательность модели в том, что за счёт временного найма ретейлеры могут устранить неэффективные часы. Работодатели берут парт–таймеров на короткие временные слоты. Такие работники эффективны, поскольку покрывают самые загруженные часы. Исполнители указывают удобное время для подработки. Администраторы магазинов, в свою очередь, указывают в заявке, сколько им надо людей, на сколько часов и когда. Система сопоставляет эти два множества и назначает выходы. Если исполнитель не может выйти на смену, система подбирает замену. Таким образом, получается гибкая убер–модель, которая подстраивается под покупательскую активность.
"Просто аутсорсинговые платформы предоставляют работников на полную смену за полную цену. А ретейлеры пытаются найти выгоду в более дешёвом человеко–часе. Если брать персонал на аутсорсе на полную смену, то экономии не будет, это то же самое, что взять штатного сотрудника", — говорит Денис Решанов.
Несмотря на попытки "не плодить конкурентов", такую модель постепенно начинают использовать и другие сервисы. Например, YouDo с прошлого года активно развивает b2b–направление, предоставляя бизнесу возможность брать людей на временную занятость из "облака" рабочей силы.
"Это направление сейчас крайне перспективно — мы видим повышенный спрос у наших клиентов из ретейла на подбор линейного и низкоквалифицированного персонала для работы на складах, производствах, в магазинах. Причём такой запрос наблюдается не только в офлайн–, но и в онлайн–ретейле", — отметили в компании.
Раздел "Временная работа", появившийся не так давно на hh.ru, помогает соискателям найти подработку, а работодателям — сотрудников, которых они хотели бы задействовать в проектной деятельности или дать разовое задание. По данным компании, временная занятость стала достаточно актуальна в пандемийный год.
"Когда случился кризис, все думали, как уменьшить расходы на фонд оплаты труда (ФОТ). А это около 8–10% от выручки торговой точки. Парт–таймеры помогли сделать ФОТ не постоянным расходом, а переменным. Есть спрос — привлекаешь персонал, нет спроса — не привлекаешь, экономишь", — отмечает Денис Решанов.
В то же время сотрудники на аутсорсе не всегда могут стать полноценной заменой штатных единиц, считают в SuperJob.
С этим согласен и основатель GigAnt: "В любом случае в магазине есть объём работы, который кто–то должен постоянно выполнять. Ниже определённого уровня не бывает. И эту часть закрывает штатный коллектив. Все всплески, неравномерности закрывают уже парт–таймеры. Самое оптимальное соотношение — 60–70% штатных сотрудников к 30–40% временных".
Как рассказали "ДП" в "Азбуке вкуса", в их магазины парт–таймеры выходят регулярно, смены от 5 до 7 часов. Они покрывают время пиковых нагрузок, связанное с увеличением потока покупателей или поставками товара. "Нам удалось более эффективно покрывать потребности в персонале и сократить затраты на ФОТ", — отметили в компании.
"ВкусВилл" тоже оценил достоинства временного найма. Но планов по полному переходу на такой формат у компании нет: "По показателям эффективности мы видим, что такая модель удобна, но возникает другой нюанс. Приходящих на полдня сотрудников сложнее адаптировать под нашу культуру и стандарты сервиса, погружать в правила и детали программы лояльности".
По словам представителей hh.ru, если говорить о выгоде для работодателей, то им удобнее сотрудничать с самозанятыми. В этом случае не нужно удерживать налоги на доходы физлица и оплачивать взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. "Но здесь у работодателя возникают риски, поскольку он подменяет трудовые отношения гражданско–правовыми, а это напрямую запрещено законодательством РФ и может повлечь привлечение к административной ответственности", — говорят в hh.ru.
Тем не менее, оформляя договор ГПХ с физическим лицом, заказчик, как налоговый агент, обязан удержать НДФЛ 13% из его дохода и заплатить страховые взносы.
В hh.ru отмечают — подобная форма найма законна, если ею не злоупотреблять. А наличие в компании как штатных, так и временных работников — это вполне нормальное явление для современного рынка труда.