Арендаторы постепенно возвращаются на основные торговые улицы города. Консалтеры отмечают, что в среднем по рынку уровень вакансии составляет 9%. Однако полное восстановление стрит–ретейла зависит от туристического сезона.
Многие помещения в центре города до сих пор пустуют или продолжают терять арендаторов. Этому способствует сразу несколько факторов: компании оптимизируют затраты и отказываются от убыточных локаций; арендодатели не идут на уступки; заканчиваются долгосрочные договоры аренды, продлевать которые в новых условиях спешат не все.
Руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин говорит, что из пандемии рынок вышел со средневзвешенным показателем вакантных площадей на уровне 15% по рынку. При этом он отмечает, что сегмент общепита в среднем просел вдвое больше: "Мы недосчитались 30% заведений. На текущий момент с учётом снятых ограничений показатель вакантности в среднем по рынку уменьшился до 9%, в общепите — до 15%".
Аналитики JLL подчёркивают, что основная ротация на Невском проспекте в I квартале 2021 года происходила именно в сфере ресторанов и кафе. При этом общая структура арендаторов стрит–ретейла на Невском проспекте на протяжении 5 лет изменилась совсем незначительно, и по–прежнему здесь 32% занимают заведения общепита.
По итогам I квартала 2021 года на Невском после 7 лет работы закрылся трёхэтажный ресторан Biblioteka. На месте Rublin cafe открылась пекарня "Хлебник", столовую на Старо–Невском сменил семейный ресторан "Пикник". На Невском проспекте, 112, закрылся ресторан "Нихао".
Валерий Трушин говорит, что на основных торговых коридорах Петербурга продолжает развиваться сегмент продуктовых магазинов. О новых открытиях заявляют также игроки рынка одежды и обуви, но не в больших объёмах. "Пока мы сдержанно смотрим на возвращение к докризисным показателям заполняемости в сегменте стрит–ретейла", — говорит эксперт.
В отличие от ресторанного сектора стрит–ретейл Невского проспекта пережил небольшие потери. По данным JLL, АВ Daily сменила "Корейская косметика", вместо фирменного магазина "Алёнка" открылся Estel, а в помещении, которое занимал магазин "Наследие", — обувной Ecco. Кроме того, на Большой Конюшенной улице появился магазин женской одежды 12 STOREEZ. Брокером сделки стала компания Knight Frank St Petersburg, магазин занял 339 м2.
Руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анна Лапченко отметила, что с начала 2021 года наблюдает высокую активность со стороны арендаторов из разных сегментов: это и финансовые организации, и кофейни, и магазины одежды, и аптеки.
"Возросший спрос повлиял на существенное уменьшение вакантности площадей. Появился спрос на те предложения на Невском, которые пустовали весь прошлый год. Так, на Невском, 110, открылся греческий фастфуд, а в доме 77 — пекарня", — говорит Лапченко.
Руководитель Rusland SP Retail Александр Волков отмечает, что уровень вакансии по сравнению с декабрём уменьшился, так как на новый год у многих сетевых компаний расписаны новые бюджеты. Но тем не менее собственники помещений рассматривают ротацию нынешних арендаторов. "На рынке появились новые продуктовые сети — “Вкустер”, Eurospar, “Мята”, также активно развиваются пункты доставки продуктов и самовывоза товаров. Большие сети, такие как “Ситилинк”, начали рассматривать мини–форматы от 30–40 м2", — говорит он.
По итогам прошлого года ставки аренды на всех основных торговых коридорах Петербурга понизились. Ранее Colliers сообщали, что наибольшая корректировка цен коснулась Невского проспекта — максимальная ставка за год снизилась с 18 тыс. до 10 тыс. рублей за 1 м2 в месяц, минимальная уменьшилась с 7 тыс. до 4,5 тыс. рублей за 1 м2 в месяц.
"В прошлом году Невский проспект больше всего просел по ценам, и, учитывая такую активность и уменьшение вакантных площадей сейчас, можно говорить о том, что ставки постепенно возвращаются на докарантинный уровень, — сообщает Анна Лапченко. — Вакантность снижается, поэтому в ближайшее время мы не прогнозируем дальнейшее уменьшение ставок".
Валерий Трушин добавляет, что собственники помещений стрит–ретейла максимально консервативны и не любят снижать ставку аренды. Но в период пандемии и самоизоляции они проявили себя весьма гибко. Он предполагает, что к привычным показателям вакантности 5–7% рынок вернётся в том случае, если будет туристический сезон.