Петербург выходит к морю: будущее Васильевского острова

Освоение западной части Васильевского острова — сложный и показательный пример метания между разными архитектурными концепциями, взаимодействия властей, застройщиков и жителей. Наконец, это яркая иллюстрация долгой борьбы за выход Петербурга к морю. Сейчас здесь создаётся новое городское пространство, на формирование которого потребуется ещё несколько лет. Когда намывные территории станут полноценной частью Северной столицы и что необходимо для этого построить — в материале "Делового Петербурга".

Власти Петербурга признают, что одна из главных проблем намыва — неравномерное распределение нагрузки по инженерной составляющей и инфраструктуре, которая практически полностью осталась на городе. Некий перекос возник ещё на первоначальном этапе, когда только начиналось комплексное освоение локации. Но сегодня все, кто ведёт здесь строительство, с целью синхронизации процессов взяли на себя обязательство запараллелить возведение всех необходимых соцобъектов, говорил в интервью для "ДП" вице-губернатор Николай Линченко. "Болевые точки мы сможем пройти", — уверены в Смольном.

Комфорт формируют люди

Для того чтобы вылечить болевые точки, понадобится время. Директор АНО "Научно-исследовательский Институт устойчивого развития в строительстве" (НИИУРС) Вера Бурцева не берётся прогнозировать, сколько лет может занять этот процесс. По её словам, городское пространство не создаёт само себя — его создают люди.
"Есть очень много вопросов, которые должны быть продуманы уже сегодня, чтобы городское пространство имело высокие шансы, что в нём появится жизнь — бурление активностей, разнообразие форм работы и досуга, возникновение социальных связей. Пока мы видим некоторые иллюстрации того, как могло бы быть", — отмечает эксперт.
Потенциал Васильевского острова можно оценить по нескольким важным факторам, считает директор Группы "Аквилон" Виталий Коробов. Главными из них он называет перспективы по созданию современной инфраструктуры, а также виды на воду и "Лахта Центр", общественные пространства, которые реализуют в своих проектах девелоперы, и планы по открытию станций метро.
"Уже сейчас к локации повышенный интерес со стороны крупного бизнеса. В планах развития территории — появление крупного торгового центра, гипермаркета, штаб-квартиры ведущего российского банка, строительство дорожной и социальной инфраструктуры. Застройщики, работающие на намыве, взяли на себя обязательство по строительству социальных объектов вместе с жильём. В период с 2021 по 2030 годы здесь будут построены шесть детских садов и как минимум четыре школы. Наша компания также внесёт свой вклад в формирование инфраструктуры: в рамках проекта бизнес-класса "Аквилон ZALIVE" мы построим два детских сада и школу. В перспективе 3-5 лет мы также ожидаем завершение строительства улично-дорожной сети на намыве в западной части Васильевского острова", — уточняет Виталий Коробов.
Васильевский остров всегда держался особняком от центральных районов Петербурга, предлагая с одной стороны камерность и изолированность, а с другой — близость к заливу и ощущение "морской романтики", рассуждает председатель Санкт-Петербургского регионального отделения "Деловой России" Дмитрий Панов.
"Только в этом районе можно встретить большое количество старожилов и даже молодого поколения, не желающих рассматривать иные локации для проживания кроме своего острова. На намывных территориях уже сейчас ведётся активное строительство — по нашим данным, порядка полутора миллионов квадратных метров жилья. К 2024 году на этих территориях можно ожидать появления своеобразного «микрогорода» с населением в несколько десятков тысяч человек. Единственное, что пока сдерживает бурное развитие намывных территорий — это вопрос сроков создания необходимой инженерной инфраструктуры", — комментирует собеседник "ДП".
Его коллега, председатель комитета по торговле регионального отделения "Деловой России", директор по развитию ООО "Окаси" Дмитрий Чтецов согласен, что строительство жилых комплексов на намывных территориях является важной и неотделимой частью развития градостроительного плана Северной столицы. По его мнению, намывные территории — проект совершенно новой локации с современной архитектурой, включающий в себя жилую недвижимость, социальные объекты и помещения для бизнеса, которые имеют высокий интерес со стороны потенциальных покупателей.
"Сегодня на Васильевском острове фактически не осталось свободного места под застройку. Главными достоинствами Васильевского острова стоит назвать близость до центра, в среднем 10-15 минут, удобные выезды на ЗСД, а также привлекательность транспортной развязки к аэропорту, по которой дорога от дома до "Пулково" составляет 30 минут. Необходимо отметить, что Васильевский остров по-прежнему остаётся престижным районом, который является своеобразным "морским окном" города. Считаем, что дальнейшее развитие и увеличение намывных территорий в Санкт-Петербурге в перспективе позволит сформировать новое городское пространство. Не стоит забывать застройщикам о том, что развитие таких перспективных локаций несёт за собой необходимость развития деловой, социальной и культурной инфраструктуры", — поясняет Дмитрий Чтецов.

От окраин до залива

Девелоперы прогнозируют, что внимание к локации со стороны покупателей уже очень высокое, а в ближайшие годы спрос на жильё в сегменте бизнес-класса будет смещаться в сторону намывных территорий ещё сильнее. В том числе из-за того, что площадки под массовую застройку в Петербурге заканчиваются. Новые проекты, выходящие в продажу, всё сильнее отдаляются от центра и всех сопутствующих благ. Например, недавно, как сообщал "ДП", в Кудрово приступили к реализации последнего жилого комплекса.
"Васильевский остров — это центр города с соответствующими ценами на жильё, поэтому застройщикам интересно принимать участие в таком проекте. При создании дополнительной инфраструктуры и доступности цен покупатели, безусловно, предпочтут «Ваську» окраинам", — подчёркивает старший руководитель проектов, направление "Оценка и финансовый консалтинг" Группы компаний SRG Татьяна Козлова.
Виталий Коробов добавил, что сегодня локация намывных территорий является одной из самых доступных и интересных по соотношению цены и качества представленных проектов. Вопросы по обеспечению района инфраструктурой начали решаться, поэтому к моменту реализации проектов рост цен на жильё в районе намыва по оценкам экспертов составит не менее чем 30%.
К концу 2023 года, когда будет сдаваться первая очередь нашего проекта Аквилон ZALIVE, часть инфраструктуры, включая социальные объекты, уже будет построена. Вместе с этим появится внутренняя дорожная сеть. Наша компания, к моменту сдачи первой очереди построит первый детский сад. Школа и второй детский будут завершены вместе со второй очередью. Также на внутренней территории будет реализован уникальный проект благоустройства: для жителей комплекса мы создадим собственный парк под окнами с живописной аллей. Кроме того, продолжают развиваться соседние инфраструктурные проекты: масштабный хвойный парк по проекту "Студии 44", который украсит набережную Финского залива, проект Морского вокзала и непосредственно благоустройство самой набережной.
Виталий Коробов
Директор Группы "Аквилон"
Основатель холдинга CLGroup Михаил Ковшов также соглашается, что после обеспечения намыва инженерными коммуникациями жильё здесь сильно подорожает. Впрочем, на ценообразование влияет само строительство на намыве — это сложное и не дешёвое занятие. Как уточняет эксперт, специфика возведения зданий в таких местах включает сложные подготовительные работы по устройству котлована, забивке свай, дренажу почвы, геологическим и экологическим изысканиям.
"Всё это нужно учитывать, чтобы строящийся дом был комфортным для проживания. Однако все трудности преодолеваются, а данные локации с каждым годом становятся всё более перспективными для девелоперов. В целом, технически земля на намыве ничем не отличается от любой другой территории. А при условии, что все строительные работы будут проведены качественно, такое жильё ничем не уступает любому другому", — подытожил Ковшов.