В пресс–службе сервиса отказались прокомментировать "ДП" новость о запрете продаж. На текущий момент в перечне товаров и услуг, запрещённых к продвижению на "Авито", числится 42 категории. С 1 апреля к ним прибавятся электронные и аудиокниги, а также материалы онлайн–курсов.
"“Авито” позиционирует себя как витрина по продаже товаров. А по факту там полная инфраструктура: витрина, каталог, где в личных сообщениях можно купить и продать всё что угодно. Мы неоднократно обращали внимание Apple на то, что на этом сайте систематически происходит сбыт цифрового контента, который владельцы ресурса не пресекают. Мы говорили Apple и о том, что сервис занимается дискриминацией: если другие приложения за нарушения удаляют из Google Play и AppStore, то здесь этого не происходит", — говорит Максим Рябыко, глава Ассоциации по защите авторских прав в интернете.
Ещё один момент — внесение поправок в закон "Об информации". Если раньше в "Авито" ссылались на то, что не обязаны знать о нарушениях со стороны пользователей, то теперь они обязаны их пресекать. "Вероятно, они проанализировали свои риски и решили, что дешевле будет запретить", — резюмирует эксперт.
"Объявления о продаже онлайн–курсов могут использоваться для мошенничества, или сами онлайн–курсы могут не содержать в себе какой–либо ценной информации. При этом недовольство покупателя онлайн–курсов будет в какой–то степени ассоциироваться и с “Авито”. Возможно, компания хочет избежать подобных ассоциаций", — дополняет юрист практики по интеллектуальной собственности и информационным технологиям адвокатского бюро "Качкин и партнёры" Андрей Алексейчук. При этом он уверен, что, хотя в интернете и происходят пиратские действия с аудиальным контентом, "Авито" достаточно внимательно относится к жалобам правообладателей и удаляет пиратский контент при наличии оснований.
По данным "ЛитРес", рынок аудиокниг в 2020 году вырос на 44%, его ёмкость составила более 2,1 млрд рублей. Общий объём российского книжного рынка составил 84 млрд рублей. Электронные и аудиокниги составляют около 10% от этого — 8,2 млрд рублей. Данный сегмент рынка вырос на 32% по сравнению с 2019 годом.
Генеральный директор группы компаний "ЛитРес" Сергей Анурьев прогнозирует, что в 2021 году рынок цифровых книг в России вырастет до 10,5 млрд рублей, продажи аудиокниг при этом превысят 3 млрд рублей. Северная столица, по опыту его компании, занимает второе место по продажам (после Москвы). Так, в 2020 году на Петербург и Ленобласть в сервисе пришлось 9,4% продаж. Аудиокниги становятся всё более популярны у посетителей маркетплейсов. На Wildberries в январе–марте 2021 года петербуржцы приобрели на четверть больше аудиокниг, чем годом ранее.