Отели на рельсах: петербургская компания незаметно построила федеральную сеть

Автор фото: hotel-smart.ru
Отель "Smart Hotel NEO Московский" на Московском вокзале

Почти незаметно для рынка основанная бывалыми подрядчиками РЖД петербургская компания получила в управление гостиницы на 30 железнодорожных вокзалах России общим номерным фондом более 500 номеров. Если бы эти объекты выставлялись на открытый конкурс, среди отельеров мог бы быть ажиотаж.

В конце прошлого года на Московском вокзале РЖД открылся отель Smart Hotel NEO. На открытии присутствовал начальник Дирекции железнодорожных вокзалов (филиал ОАО "РЖД") Георгий Геворкян. В этом году сеть Smart Hotel пополнилась отелем на вокзале в Иваново. Сейчас, по данным сайта компании, она включает в себя 30 отелей, расположенных на железнодорожных вокзалах в 29 городах России. Её совокупный номерной фонд составляет 575 номеров. Два отеля расположены в Петербурге.
О том, что РЖД переоборудует комнаты отдыха на вокзалах под полноценные гостиницы, железнодорожная монополия скупо сообщила в 2020 году, не распространяясь о подробностях. Сообщалось, что этот процесс был запущен в 2019 году. И, хотя участники гостиничного рынка не смогли вспомнить тендеров, в рамках которых государственное ПАО РЖД предлагало бы им организовать гостиницы на вокзалах на тех или иных условиях, железнодорожная монополия каким-то образом сумела привлечь в проект частного партнёра.
По данным СПАРК-Интерфакс, гостиницами, перечисленными на сайте Smart Hotel, управляет петербургское ООО "Петровский альянс". На этом же сайте указаны реквизиты данного ООО. Наконец, "Петровский альянс" в начале 2020 года подал заявку на товарный знак Smart Hotel. Связей с одноимённой компанией, занимающейся девелопментом на Петровском острове, установить не удалось.
Компанию, о которой идёт речь, основал в 2014 году Фёдор Дмитриевич Домнин — учредитель и глава нескольких компаний. Например, он был генеральным директором и ликвидатором ООО "Стройкомплект", выполнявшего подряд для структуры РЖД "Московско-тверская пригородная пассажирская компания". Первым генеральным директором "Петровского альянса" была Наталья Вашкевич. Сейчас она возглавляет ООО "Орландо", на 75% принадлежащее компании "Питерстройтрест" — крупному подрядчику РЖД (28 контрактов на 456 млн рублей). Сам "Питерстройтрест" принадлежит Антону Дмитриевичу Домнину.
В начале 2020 года в число учредителей ООО "Петровский альянс" вошли Данила Коняхин и Карлен Дилбарян. Первый числился среди совладельцев "Кубанской морской компании", занимающейся морскими перевозками, и виноторгового предприятия "Фанагория СПб". Второй — не чужд работы на РЖД. Например, его компания "Рэилсервис" оказывала госмонополии услуги по присоединению к интернету.
Интересно, что и сам "Петровский альянс" уже успел стать поставщиком РЖД. В 2015 году компания заключила контракт на 9 млн рублей по организации комнат отдыха локомотивных и поездных бригад. По данным Единой информационной системы госзаказа, исполнение контракта продолжается до сих пор.
"Деловой Петербург" направил в ООО "Петровский альянс" и ПАО "РЖД" запросы о том, на каком основании коммерческая компания ведёт бизнес на инфраструктуре РЖД. В установленный законом о СМИ срок ответы получены не были. Ранее в РЖД не стали комментировать, кто сейчас управляет коммерческими площадями на вокзалах Петербурга.
В отелях Smart Hotel от 7 до 44 номеров, то есть фактически это мини-гостиницы. Вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин не припоминает сопоставимой по номерному фонду сети мини-гостиниц. "Если сравнивать (сеть Smart Hotel — ред.) с сетями малых отелей, которые есть в Петербурге, в Краснодарском крае, в Крыму, то, наверное, они будут лидерами среди сетей малых отелей", — говорит он.
"Они, скорее всего, будут работать в большей степени по почасовому режиму. Когда вы утром приехали, а вечером нужно уезжать, вам нужно помыться, прийти в себя, поспать", — описывает Алексей Мусакин возможную бизнес-модель.
"Я считаю, что при удачной рекламе эти гостиницы должны процветать, — говорит вице-президент Ассоциации малых гостиниц Петербурга Тамара Буйлова. — Если это крупный железнодорожный узел, то даже случайно отставших от поезда или случайно задержавшихся по делам всегда очень большое количество".
По её мнению, если бы РЖД проводили конкурсы отдельно по каждому городу, конкуренция на них была бы очень велика. "Но мне кажется, что мы обсуждаем научно-фантастический роман", — шутит Тамара Буйлова.
С этим согласен ещё один петербургский отельер, попросивший не называть его имени. "Вряд ли туда "с улицы" придут люди, скорее всего это будут аффилированные структуры, — уверен он. — В свою очередь, эти люди должны быть уверены в том, что этот бизнес потом не "отожмут".
Для РЖД это уже не первая попытка создания собственной гостиничной сети. Первую предприняла в 2009 году компания "Региональная гостиничная сеть" (РГС), принадлежавшая сыну главы РЖД Андрею Якунину. Она построила несколько отелей с нуля неподалеку от железнодорожных вокзалов. Их передали в управление международным гостиничным операторам. В 2016 году РГС была продана за 6,6 млрд рублей структуре АФК "Система".
В 2012 году структурами РЖД было создано ОАО "Отель менеджмент", заявившее о планах создания сети привокзальных отелей и хостелов. Всего планировалось открыть около 200 объектов. Но вскоре в структурах, которым принадлежало ОАО, начался процесс смены собственников, сопровождавшийся корпоративными конфликтами. В настоящий момент "Отель менеджмент" официально не связан с РЖД. Тем не менее, компания управляет сетью "Город отель", в которую входят отели на пяти железнодорожных вокзалах Москвы. Сеть Smart Hotel в столице не представлена.