Низкие доходы и жёсткий дефицит: продажи авто с пробегом набирают обороты

Автор фото: Ермохин Сергей

Продажи подержанных авто у дилеров нагоняют традиционные.

В 2020 году соотношение между рынками новых и подержанных автомобилей в России составило почти 1:3,6, сообщил директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков. "Чем дальше мы уходим на Дальний Восток, тем больше эта цифра растёт с учётом ввоза из Японии и перепродажи “вторички” (там этот показатель составляет 1:17. — Ред.). В Москве цифра вдвое меньше (1:1,8), чем в среднем по стране. Примерно такое же соотношение (1:2,1) в Петербурге", — сказал он.
По оценкам Целикова, официальные дилеры в 2020–м продали 800 тыс. автомобилей с пробегом (на 14% больше, чем годом ранее). "Больше половины автомобилей продаётся в возрасте от 10 лет и старше. Дилеры на этот сегмент вообще почти не ориентируются. Если взять сегмент автомобилей в возрасте до 10 лет, доля дилеров в этом сегменте — около 30%. Она также существенно выше в Москве, Петербурге, то есть в крупных городах. И уже есть ряд дилеров, которые приближаются к значению продаж на один новый — один с пробегом", — подчеркнул эксперт.

Дилеры осваивают "вторичку"

Петербургские автодилеры подтверждают тенденцию к росту проданных автомобилей с пробегом. В 2019 году РРТ продал 7,1 тыс. новых и 4,7 тыс. автомобилей с пробегом. Результаты 2020 года уже совсем другие: 10,9 тыс. новых и 11,09 тыс. подержанных, говорит управляющий ОАК–РРТ Сергей Новосельский.
Причин этому несколько. Первая — снижение доходов населения на фоне резкого подорожания автомобилей. Вторая — жёсткий дефицит, с которым столкнулись все дилеры без исключения в 2020 году. "Многие клиенты, не имея возможности купить новый автомобиль, предпочли приобрести машину с пробегом. Кроме того, дилеры активно развивают направление продаж на вторичном рынке, запускают различные программы поддержки, аналогичные бизнесу новых автомобилей", — поясняет Сергей Новосельский.
Всё это влияет на постепенное обеление рынка автомобилей с пробегом и рост процента официальных игроков на нём. В 2021 году эта тенденция усилится, предполагает Новосельский.
По данным исполнительного директора автохолдинга "Дакар" Дениса Иванова, в 2020 году в салонах группы было продано около 3 тыс. автомобилей с пробегом по системе trade–in и около 6 тыс. новых. Таким образом, соотношение составило 2:1. "Действительно, можно констатировать, что произошло увеличение продаж автомобилей на вторичном рынке", — говорит он.
Эта тенденция связана в первую очередь с сокращением производства автомобилей из–за пандемии. "С другой стороны, снижение курса рубля породило прогнозы о подорожании всего вообще и автомобилей в частности. И в результате те, кто в принципе планировал купить автомобиль, столкнувшись с дефицитом новых машин, купили то, что было в наличии", — отмечает Иванов.
Он предполагает, что этот тренд временный. "Во–первых, объём производства новых машин восстанавливается. Во–вторых, действует программа господдержки при покупке нового автомобиля", — рассуждает Денис Иванов. Это, правда, касается машин отечественной сборки, но у нас сейчас таких большинство. В–третьих, на рост спроса на подержанные легковушки рынок отреагировал существенным увеличением цен. "Доходило до смешного: в 2020 году были случаи, когда подержанный автомобиль стоил практически как новый", — вспоминает он.
По оценке Иванова, в 2021 году ситуация придёт к равновесию, а спрос на подержанные машины стабилизируется.
"Хотя лет пять назад соотношение у дилеров было три новых на одну с пробегом, так как большинство сделок по таким авто осуществлялось не через дилера. Сейчас же всё больше покупателей выбирают официальных дилеров", — резюмирует он.

Рост продолжится

Руководитель направления "Автомобили с пробегом" автохолдинга "Прагматика" Александр Сурков говорит, что в прошлом году группа создала инфраструктуру по выкупу автомобилей во всех городах присутствия на Северо–Западе. За первый год количество выкупленных машин составило почти четверть от общего объёма продаж автомобилей с пробегом.
По оценке Александра Суркова, прошлый год в сегменте подержанных автомобилей холдинг закончил с ростом 4%. На это в том числе повлияла нестабильная ситуация на первичном рынке, где росли цены и наблюдался дефицит.
"В нынешнем году, по нашему прогнозу, рост на вторичном рынке продолжится. Как и ранее, на его динамику будет оказывать влияние ситуация в сегменте новых автомобилей, где всё ещё наблюдается их нехватка", — прогнозирует эксперт.