Взять и отменить: регионы снимают COVID-ограничения, не накопив иммунитета

Автор фото: ТАСС
В трёх районах Ленобласти горит зелёный свет. Надолго ли?

Власти 47–го региона объявили о почти полном снятии ограничений в "зелёной" зоне. Медики относятся к этому настороженно.

К "доковидной" жизни с 3 февраля, согласно постановлению правительства Ленобласти, вернулись три района — Волосовский, Волховский и Кингисеппский. По данным оперштаба, всего в этих трёх районах коронавирусом переболели 3458 человек, из которых 3143 выздоровели, 71 умер.
До этого времени в "зелёной" зоне действовали ограничения для предприятий общественного питания, где половина мест должна была оставаться пустой. Вместимость кинозалов тоже не могла превышать 50%. Теперь же разрешена полная заполняемость как в общепите, так и в кино. Из характерных "ковидных" правил сохраняется только масочный режим и рекомендации по индивидуальной защите.
Перекрашивание районов по системе "светофора" проводится властями региона практически регулярно. Ещё в октябре в "красной" зоне находился только Всеволожский район, ближайший к Петербургу. Сейчас красную метку имеют также Гатчинский, Выборгский, Киришский, Подпорожский, Сланцевский и Тихвинский. Примечательно, что в день полного снятия ограничений в "зелёной" зоне районы Ленобласти снова перекрасили. Так, Бокситогорский и Лодейнопольский районы перешли из "зелёной" в "жёлтую", а Волосовский — из "жёлтой" в "зелёную".
По аналогичному пути пошла и Московская область. Почти все ограничения, которые ранее были введены в регионе, за исключением проведения массовых мероприятий, снялись в понедельник, 8 февраля.
"Массовые мероприятия остались в ограничении, но на трибунах спортивные мероприятия можно посещать тоже при соблюдении определённых современных стандартов. Поэтому мы, по сути, переходим в обычный штатный режим работы", — заявил губернатор Андрей Воробьёв.
По его словам, это решение обусловлено в первую очередь экономической ситуацией.

Куда торопимся?

В медицинских кругах полагают, что к решениям о полном снятии ограничений следует подходить крайне взвешенно.
Врач–эпидемиолог медицинского центра "XXI век" Надежда Сатосова отмечает, что именно кафе и рестораны стали ведущими зонами риска инфицирования, согласно исследованию, проведённому летом 2020 года.
"Как правило, раннее снятие ограничительных мер приводит к росту уровня заражения, в том числе среди групп высокого риска, таких как пожилые люди и больные хроническими заболеваниями. Часть населения, которая ранее придерживалась карантинных мер, выходит на улицу, заражается коронавирусом и инфицирует других людей, не болевших ранее", — отмечает руководитель департамента по развитию медицины BestDoctor Юлия Ткаченко.
Кроме того, низкий уровень заболеваемости в "зелёной" зоне может свидетельствовать о невыработанном коллективном иммунитете населения к инфекции. Соответственно, есть вероятность, что волна заболеваний может снова перекрасить один из "зелёных" районов. Иными словами, если большинство жителей "красной" зоны уже переболели коронавирусом и имеют антитела, то не исключено, что жизнь там сейчас едва ли не более безопасна, чем в "зелёной".
По мнению Сергея Ануфриева, гендиректора Петербургского медицинского форума, снятие ограничительных мер вряд ли приведёт к значительному росту госпитализаций, то есть тяжёлых случаев. Кроме того, большинство жителей "красных" районов Ленобласти, например Всеволожского и Гатчинского, ежедневно ездят на работу в Петербург.
"Многие граждане трудоспособного возраста, ежедневно перемещающиеся в метро, уже давно бессимптомно или с клиническими проявлениями переболели и имеют иммунную защиту", — считает эксперт.
Тем не менее оценить последствия снятия мер в Ленинградской и Московской областях можно будет только через два инкубационных периода, то есть через 28 дней, говорят эксперты.

Иммунитет вне политики

Два российских региона — Удмуртия и Чечня — пошли ещё дальше и на днях отменили масочный режим. Ношение масок там теперь является не обязательным, а рекомендательным. По словам Юлии Ткаченко, снять ограничения полностью можно в том случае, когда более 60% жителей приобрели стойкий иммунитет к инфекции, переболев или пройдя вакцинацию.
"В таком случае развивается коллективный иммунитет, который защищает людей, не вакцинированных в связи со строгими противопоказаниями (например, аллергия)", — говорит она.
С коллегой по цеху согласна заместитель директора по медицине "СМ–Клиники" Сусанна Чуприна. По её словам, полное снятие ограничений возможно после ликвидации угрозы эпидемии, иммунизации более 65% населения и, конечно, появления эффективных методов лечения инфекции.
"Сейчас основная масса людей пока не привита. Постепенное снятие ограничений, а также прежний акцент на соблюдении мер безопасности компаниями и жителями, скорее всего, помогут избежать новой волны заболеваемости", — надеется эксперт.
Ещё до начала массовой вакцинации, в конце декабря, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко заявлял, что уровень популяционного иммунитета к коронавирусу среди жителей региона составляет 35–40%.
"Последние замеры — почти 40% жителей Ленинградской области (от 35 до 40%, данные разнятся) уже имеют коллективный иммунитет к коронавирусу. Без прививок — 40% уже либо переболели, либо получили бессимптомно иммунитет к этой болезни", — добавил он.
По мнению Сергея Ануфриева, приход или неприход следующей волны будет зависеть от скорости вакцинации.
"Клинические исследования по изучению эпидемиологической эффективности продолжаются в настоящее время. По данным промежуточного анализа, эффективность “Спутника V” составляет более 91%", — добавляет он.
На позапрошлой неделе Александр Дрозденко говорил о нехватке вакцины в Ленинградской области. Тогда регион разработал свою альтернативную схему, согласно которой жители "зелёной" зоны получат вакцину в последнюю очередь. И это тоже аргумент для тех, кто предлагает не спешить со снятием ограничений в "зелёных" районах.

Если не сейчас, то когда?

Большинство эпидемиологов и экспертов в области медицины стараются избегать прогнозов, что станет с вирусом, скажем, через год и когда, соответственно, можно будет полностью вернуться к "доковидной" жизни.
"Коронавирусные инфекции других типов являются сезонными заболеваниями (банальными ОРВИ), и по отношению к ним иммунитет у человека нестойкий. Нужно более длительно наблюдать инфекцию: понять, насколько стойким будет иммунитет, проанализировать скорость и степень мутаций вируса, возможность защиты иммунитета от мутаций в будущем", — считает Сусанна Чуприна.
Юлия Ткаченко напоминает, в свою очередь, о появлении новых штаммов, например южноафриканского, бразильского и британского, которые отличаются по своим свойствам.
"Некоторые из них частично могут уклоняться от нашего иммунитета. Другими словами, заразиться этими штаммами может переболевший или вакцинированный человек. Продолжит ли вирус накапливать мутации и приспосабливаться к окружающей среде и нашему иммунитету, что сделает его сезонным заболеванием, покажет только время", — комментирует она.
Надежда Сатосова предполагает, что COVID–19 — это едва ли не навсегда.
"Длительное наблюдение за коронавирусами и вирусами гриппа позволяет считать, что и SARS–CoV–2 в определённый момент станет сезонной инфекцией. Однако не стоит забывать, что пока период наблюдения ограничен лишь одним годом. Тогда как грипп или MERS эпидемиологи мониторят годами или даже десятилетиями", — добавляет эксперт.