Мечта по трафарету

Автор фото: Ермохин Сергей

Сегодняшний стереотип стартапера – лохматый студент, «юноша бледный со взором горящим», одержимый гениальной идеей и готовый жить в гараже и питаться дошираком, чтобы однажды она принесла ему миллиард.

Именно на таких типовых персонажей рассчитаны все стандартные институты поддержки, и именно поэтому от них нет никакой реальной пользы. Стереотипных стартаперов не существует. Их выдумали биографы, которым нужно было вписать Гейтса, Джобса и Цукерберга в пропагандистский штамп «американской мечты». Но даже в США, где студенты старше, их бизнес–грамотность на порядок выше, а среда — гораздо дружелюбнее и к предпринимательству, в чистом виде этот штамп существует только на агитплакатах акселераторов. В России же его нет вовсе. Слишком долго и усердно студентов убеждали, что бизнес — это что–то одновременно грязное и неподъёмное, а лучшая доля — место линейного менеджера в добывающей компании. Более того, если у молодого и одарённого вдруг прорывается желание что–то сделать, вокруг него немедленно образуется целый клуб взрослых дядек (менторов и трекеров), главная задача которых — объяснить, что ничего не получится. Серьёзные дядьки включают прошитые в них программы от «идея ничего не стоит» и «важны не проекты, а команды» до «прокачивайте не продукт, а личные качества». И дети, привыкшие слушать старших, из фанатичных мечтателей превращаются в заурядных штампованных управленцев. А проекты отправляются в мусорное ведро.
Однако подавляющее большинство стартаперов не студенты. А немного грустные мужчины слегк­а помятого вида и ухоженные женщины средних лет — «выпускники» крупных корпораций, НИИ и КБ, которым не хватило места в сужающейся воронке топ–менеджмента. Они привыкли получать хорошие деньги и изо всех сил ищут способ сохранить своё финансовое благополучие. Им ведомы все ходы и выходы, они готовы пробивать стены, но у них категорически не хватает времени и свежих идей. Объединись они с бледными юношами — могло бы в самом деле родиться нечто действительно стоящее. Но это люди разных поколений, им даже разговаривать друг с другом тяжело, не то что работать.
Какие стартаперы, такие и инвесторы. Естественно, все мечтают «зацепить» госструктуру или олигарха, и они действительно иногда встречаются на инновационном рынке, где подбирают себе потенциальные активы. Но их мало, и заточены они отнюдь не на новаторские идеи, а на поиск красивой вывески. Где добывать деньги, они знают и без всяких умников, поэтому истинная роль последних — обеспечить красивую историю взращивания великим человеком очередного большого дела из корявого начинания недалеких фаундеров. Зацепить богатого дядюшку удаётся немногим. Инвесторами куда чаще становятся люди с лишними деньгами: переоценённые топ–менеджеры, артисты, телеведущие и даже спортсмены, ищущие способ сохранить плоды временного процветания. Сами они мало понимают в технологиях и предпочли бы что–нибудь попроще — отель или ресторан, но рынок HoReCa переполнен, и приходится вкладываться в IT.
Обычно инвесторы сбиваются в стаи, которые именуют важным словом «фонд», куда немедленно набиваются оборотистые консультанты, чрезвычайно сведущие в психологии, финансах и кибернетике, а также во всём, на что можно потратить деньги. У этих, часто весьма неглупых и образованных людей есть единственный недостаток: они сами никогда ничего не делали в бизнесе. Поэтому пользуются методичкой, скрупулёзно сверяя, подходит ли натужно выстраданная идея под созданные гуру американской мечты студенческие трафареты. Результат получается не очень, поэтому в дело вступают многочисленные посредники. Фактически российские институты развития на сто процентов держатся на них — «фондах» без денег и «предпринимателях» без предприятий, фильтрующих 90?% мусорных идей и объясняющих ценность оставшихся футболистам, любовницам банкиров и директорам по стратегии.
Всё это, конечно, отражение в кривом зеркале изначальной, весьма эффективной концепции «акселерации». Когда «опытные кролики» щедро делятся знаниями с «подопытными», фонды образуют вокруг себя экосистемы, а стартапы стремятся использовать предоставленные ресурсы, чтобы превратиться в преуспевающие компании. Вот только работает эта концепция при вполне определённых условиях, подразумевающих, что основатели имеют достаточно ресурсов, чтобы рисковать, инвесторы не пытаются получить контроль над всем, во что вложена хотя бы копейка, а консультанты не работают по учебникам.
Автор — Константин Хайт, CEO группы компаний Partners Solutions, Роли (Северная Каролина)