По данным исследований, хотя бы одна пачка пельменей хранится в холодильнике у 88% россиян. Несмотря на то, что в целом рынок замороженных готовых полуфабрикатов начиная с летних месяцев 2020 года демонстрирует снижение объёмов продаж, эта участь обошла излюбленный продукт и "палочку-выручалочку" для многих домохозяйств. Спрос на пельмени, а также вареники и чебуреки, повысился. Если сравнивать показатели год к году, то продажи по стране выросли на 3%, а средняя цена — на 5,5%.
Цифры также подтверждают утверждение производителей и отраслевых экспертов о том, что с начала года произошло заметное перераспределение предпочтений наших сограждан в отношении мясных продуктов: россияне стали чаще делать выбор в пользу охлаждённых полуфабрикатов и продуктов высокой степени готовности. Сервисы доставки еды тоже говорят о высокой востребованности этой категории в разных городах, включая Петербург, — пельмени обошли многие другие виды блюд.
Для заведений сегмента HoReCa, специализирующихся на данном продукте, объём заказов стал неплохим подспорьем, но в целом период пандемии оказался временем поиска новых каналов реализации, а также идей для расширения ассортимента.
Сытное шоу
В ноябре прошёл первый национальный конкурс региональных брендов продуктов питания "Вкусы России", организатором выступило министерство сельского хозяйства РФ. Из 500 участников немало компаний-производителей пельменей, что вполне понятно — блюдо прочно ассоциируется с русской кухней, и это частенько отражается в отчётах зарубежных блогеров, посетивших нашу страну в качестве гастрономических туристов. Собственно, еда и кулинарные бренды как источник впечатлений, возможность погрузиться в "контекст" конкретной территории и способ привлечения гостей — одно из направлений, которое сегодня активно развивают многие регионы, включая Петербург.
В этой связи показателен пример гастрономического бутика "Лепим и Варим", который ещё в феврале 2020-го разработал специальный проект для "Пулково", — несмотря на сложные условия уходящего года, было принято решение от него не отказываться: осенью новое заведение открыло двери в аэропорту. Как рассказала "ДП" владелица сети заведений "Лепим и Варим" в Петербурге Екатерина Савкина, одна из основных отличительных особенностей новой точки на территории воздушной гавани — это адекватная ценовая политика, несвойственная работающим в аэропортах ресторанам: "И при этом мы создаём ещё некое шоу — люди могут посмотреть, проходя мимо, как мы лепим пельмени: они видят, что у нас свежий продукт, их никто не обманывает, полуфабрикаты им не варят".
По словам Екатерины Савкиной, арендаторы в "Пулково" говорят о снижении выручки в конце осени — начале зимы в 4 раза по сравнению с августом 2020-го: в ноябре пассажиропоток сократился на 40% год к году. Поэтому данный проект пока является для сети имиджевым — работает на узнавание бренда, однако в планах выйти на запланированные цифры уже к весне 2021-го, несмотря на высокую аренду, и сделать данную точку самой прибыльных в сети по Петербургу.
владелица сети заведений "Лепим и Варим" в Петербурге Екатерина Савкина
Новые традиции
Многие специалисты отрасли отмечают, что временное закрытие ресторанов хоть и отразилось на потребительских привычках, но не отменило главный ингредиент, привлекающий посетителя в заведения — эмоции. Впрочем, и к идее создания новых впечатлений у гостя в "Лепим и Варим" подошли творчески: ведь их можно подарить не только в пельменной. Екатерина Савкина поделилась с "ДП" эксклюзивной информацией — бренд создал коллаборацию с сетью "Перекрёсток", скоро в гурмэ-зоне магазинов будут лепить пельмени повара гастрономического бутика. И, как говорится, предлагать свой продукт "с пылу с жару" — старт проекта запланирован на самый канун Нового Года. Ещё один ретейлер, с которым сеть "Лепим и Варим" начала сотрудничество в декабре, это "Азбука Вкуса". Кроме того, в новой линейке появилось несколько эксклюзивных позиций — одну из них помогал разрабатывать известный блогер и ресторатор Александр Сысоев, другая создана к премьере фильма "Родные".
Конечно, активное развитие новых направлений и выход на ретейл является вынужденным шагом, но не исключающим креативность. К тому же формирование прочной базы в виде удобной онлайн-площадки для осуществления заказов и организации доставки никто не отменял. А в ситуации, когда бренды ищут и находят интересные решения, прежде всего, выигрывает потребитель.