Ни хлеба, ни зрелищ: аудитория кинотеатров ушла в соцсети и онлайн-платформы

Пандемия, с одной стороны, спровоцировала взлёт про­изводства и потребления контента в соцсетях. По сообще­нию агентства Players со ссылкой на данные Similar Web, во время ре­жима самоизоляции аудитория соц­сетей выросла: Instagram — на 8%, YouTube — на 11%, TikTok — на 30%. С другой стороны, вирус и закры­тие кинотеатров заметно ударили по рынку кинопроизводства.

Без субподрядчиков

Исполнительный продюсер ки­нокомпании "Ингрия Фильм" На­дежда Понаровская говорит о том, что киноиндустрия в 2020 году про­села на 50%. "Мы должны были реа­лизовать два проекта, в планах на­мечался третий. В итоге удалось снять только один, 20-й, сезон сери­ала "Тайны следствия", — рассказы­вает она.
По её словам, кино — всё же не товар первой необходимости. Упал ры­нок рекламы, просел уровень поку­пательной способности в целом. В та­ких условиях зарабатывать на кино­производстве стало гораздо сложнее.
Генеральный директор группы компаний "Гамма" Виктор Буди­лов считает, что рынок кинопроиз­водства так и не оправился от весен­него коронакризиса: "Приходилось останавливать производство. Упу­стил весенние кадры — сможешь снять их снова только через год, это сильно помешало индустрии. Мно­гие специалисты сидели без работы несколько месяцев".
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
При этом кинопроизводство не было включено в список наиболее пострадавших отраслей. Если кинотеатры могли рассчитывать на государст­венную поддержку, то сценаристы, режиссёры, актёры и операторы ока­зались предоставлены сами себе.
Как говорит Будилов, "Гамма" дер­жалась на плаву благодаря автор­ским платежам. В целом для произ­водственников это единственный способ не уйти в минус. "Однако в индустрии много компаний, кото­рые обслуживают производство, все наши субподрядчики не просто тер­пят убытки, они либо близки к разо­рению, либо уже обанкротились", — рассказывает он.
Меньше пострадало производ­ство мультфильмов. Для их созда­ния, по крайней мере, не нужны жи­вые актёры. Студия анимационно­го кино "Мельница" в 2020–м работала над тремя сериалами — "Лунтик", "Барбоскины" и "Царевны". Осенью компания закончила полнометраж­ный фильм "Барбоскины на даче", но премьеру в итоге пришлось отло­жить на неопределённый срок. "Мы планируем поднять скорость про­изводства сериалов на 40%. Все си­лы и ресурсы, которые раньше бы­ли направлены на полнометражные мультфильмы, теперь будут направ­лены на производство многосерий­ных работ", — рассказывает началь­ник производства студии "Мельни­ца" Ольга Боярская.

Домашний кинотеатр

Кинотеатры во время первой вол­ны пандемии по всей стране терпе­ли колоссальные убытки — их сово­купный оборот упал на 95%. Не опра­вился рынок и после снятия ограни­чительных мер. Многие киноманы до сих пор с опаской ходят в места массового скопления людей.
Однако потребность в просмотре кино никуда не делась, поэтому вы­ручка онлайн-кинотеатров росла в геометрической прогрессии. Так, во время пика самоизоляции в мае платящая аудитория Okko выросла в пределах 300%, а общая увеличи­лась в шесть раз по сравнению с ана­логичным периодом 2019 года. "Лю­ди стали тратить в два раза больше времени на киносмотрение. Ауди­тория оценила наш уровень серви­са и контент, что и привело к невероятно высокой конверсии в платящих пользователей — в Okko она достига­ла 40%", — говорят в компании.
По данным Okko, концерты "Шоу ON!" набрали более 45 млн просмотров, спектакли и концерты "Искус­ство онлайн" — более 8 млн, а видео #ФитнесПротивВируса — более 15 млн.
Надежда Понаровская в разговоре с "ДП" отмечает, что люди в возраст­ной категории 45–50 лет постепенно переходят на интернет-платформы. "Это касается и сериалов, и ток-шоу, и кино. ТВ-индустрия давно идёт на спад, пандемия только ускорила этот процесс".
2020-й не менее радикально по­менял сферу рекламного и развле­кательного контента в Сети. Панде­мия стала катализатором новых про­цессов на рынке. Коммерческий ди­ректор инфлюенс-маркетингового агентства HypeFactory Артём Паулкин считает уходящий год ключе­вым в развитии новых форматов видеоконтента. По его мнению, во мно­гом на рынок повлиял рост TikTok, который дал совершенно новый фор­мат потребления видео. "Трансля­ции стали более заметными среди пользователей, так как они больше соответствуют стилю общения в реальном мире, без фильтров и редак­тирования", — говорит Паулкин.
Социальная сеть "Вконтакте", запу­стившая в июне новый сервис "Кли­пы" для просмотра коротких вер­тикальных видео, сообщает, что его аудитория увеличивается от месяца к месяцу. К сентябрю сервис собрал уже 5,5 млрд просмотров. Дневная аудитория сервиса составляет 6,7 млн человек, ночью активны 1,2 млн, 133 тысячи из которых живут в Пе­тербурге. Каждую ночь петербурж­цы просматривают около 2,5 млн ви­деороликов. Это третий показатель по стране. Больше смотрят москви­чи (более 5 млн) и, довольно неожи­данно, екатеринбуржцы (2,8 млн).
Заработали и авторы образователь­ного контента. Паулкин утверждает, что в российском Instagram во вре­мя карантина пользователи мно­го интересовались информацией по маркетингу и курсами по само­развитию. "В топе поиска также бы­ли секреты кулинарного искусства и рецепты (69% и 51% роста соот­ветственно). Фитнес, перешедший из спортзалов в соцсети, за время са­моизоляции получил на 45% больше внимания российских Instagram–пользователей", — резюмирует он.
Так или иначе, за рынком контента будущее. Виктор Будилов в разговоре с "ДП" вспоминает крылатую фразу из фильма "Москва слезам не верит": "Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет — одно сплош­ное телевидение". Эксперт уверен, что даже если, вопреки этим словам, телевизионная индустрия канет в Лету, то потребность в качествен­ном контенте никуда не уйдёт.
"Триикс Медиа" мы организовали 13 лет назад с нуля. Сегодня это одна из самых успешных в стране компаний по производству сериального контента.
Инесса Юрченко
"Триикс Медиа", генеральный продюсер
Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .