Фото: Сергей Коньков

Первому игроку приготовиться: к чему приведёт взрывной рост e–commerce

Весной стало понятно, что e-commerce ждут боль­шие перемены. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за первое полу­годие 2020 года объём российско­го рынка достиг 1,654 трлн рублей, из которых на внутренний онлайн–ретейл пришлось 1,386 трлн. Этот по­казатель практически соответству­ет объёму внутренней интернет-торговли за весь 2019 год. В АКИТ отмечают, что наибольший объём заказов из российских интернет-магазинов приходится на Москву (29,07%) и Петербург (7,8%).

ТОП-100 — 2020

ТОП-100 — 2020

16862

С момен­та введения режима самоизоляции оборот крупнейших ретейлеров подскочил на 24%, а количество за­казов выросло на 25%. В Data Insight подсчитали, что режим самоизоля­ции привёл в e–commerce не менее 10 млн новых покупателей. Причём пользователи продолжают заказы­вать товары и услуги онлайн даже после снятия жёстких ограничений первой волны. Так, на "Авито" коли­чество объявлений с начала года вы­росло на 10 млн — сейчас на платфор­ме представлено более 70 млн объяв­лений.

Одеться и обуться

По данным банка "Русский стан­дарт", за первое полугодие этого го­да количество покупок в интерне­те выросло в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошло­го. Средний чек при этом снизился на 22% и составил 1673 рубля. Так же как и в прошлом году, россияне ча­ще заказывали через интернет одеж­ду и обувь (средний чек — 2 тыс. руб­лей). На втором месте по спросу цифровая и бытовая техника (средний чек — 8,2 тыс. рублей).

Только 18% россиян покупают ле­карства онлайн. Об этом сообща­ет международная исследователь­ская компания Ipsos в своём отчё­те за II квартал 2020 года. По словам экспертов, низкий спрос связан с тем, что потребитель не готов долго ожидать доставки нужного препара­та. Заметно вырос спрос также у таких категорий товаров, как товары для детей, дом и сад, хобби и руко­делие, товары для взрослых. Товары для дома стали приобретать на 48% чаще, для красоты — на 65%, спор­тивные принадлежности прибави­ли 53%, а строительные — 74,3%.

Переход на удалённую работу спо­собствовал сохранению интереса к таким товарам, как компьютеры, ноутбуки и компьютерные аксес­суары. Во вторую волну тенденция сохранилась: по статистике "Ави­то", в сентябре спрос на эти катего­рии в Петербурге вырос на 47–60%. Заметно увеличился спрос на веб–камеры: их покупкой в сентябре этого года петербуржцы интересо­вались в 3,3 раза чаще.

Виртуальные прилавки

"Не хватит — намоем": победитель проекта ТОП-100 — 2020

"Не хватит — намоем": победитель проекта ТОП-100 — 2020

1188
Владимир Герасимов

Компаниям, которые ранее прода­вали только через офлайн, пришлось освоить новую нишу и быстро пе­рестроить бизнес–процессы. Боль­шинство моментально среагирова­ли на мировые изменения: перешли на более оперативный режим работы, увечили штат, обновили сайты и за ­пустили приложения. Многие круп­ные ретейлеры задумались над созданием собственного маркетплей­са. Осенью о запуске такого проекта объявила розничная сеть "Детский мир" и торгово–производственная компания "Обувь России".

Онлайн–сегмент принялись осва­ивать даже те, кто раньше скептиче­ски высказывался о развитии в этом направлении. "Многие компании, развивавшие традиционную роз­ничную модель, оказались не гото­вы к такому ходу событий и только к середине апреля смогли настро­ить интернет–продажи, которые по­зволили компенсировать от 5 до 20% упущенной выручки в традицион­ном канале", — говорит президент АКИТ Артём Соколов.

Торговые организации, которые на­чали развивать онлайн–канал продаж раньше и уже имели свои интернет–проекты или размещались на мар­кетплейсах, смогли компенсиро­вать 50–80% выручки. Классические интернет–магазины и маркетплейсы оказались наиболее приспособленны­ми к пандемии и продемонстрирова­ли 2–3–кратный рост товарооборота.

"Food–cфера стала двигателем онлайн–торговли. Вместе с ней стре­мительно усовершенствовалась ло­гистика, многие процессы автомати­зировались. Да, когда ввели режим самоизоляции, работа перестра­ивалась в авральном режиме, лю­дей и мощностей не хватало, но довольно быстро все процессы были налажены, и сегодня доставка за­каза за 15 минут — реальность, ко­торая год назад казалась фантасти­кой. Мы ещё много удивительных вещей увидим, потому что те колос­сальные инвестиции, десятки мил­лиардов рублей, которые были вло­жены в технологии, мощности и рекламу дистанционных покупок, приведут к самой большой интерне­тизации страны за всё время", — оце­нивает ситуацию председатель сове­та ТПП РФ по развитию электронной коммерции, совладелец и управля­ющий партнёр ГК "220 Вольт" Алек­сей Фёдоров.

В аналитическом агентстве Data Insight считают, что к 2024 году онлайн–покупки будут составлять 19% от общего количества всех про­даж. Конечно, при условии, что со­хранятся текущие тенденции и поль­зователи продолжат отдавать предпо­чтение покупкам через интернет.

Примерочные на экране

Пандемия коронавируса дала толчок для развития цифрового маркетин­га и технологий. Крупные компании запустили собственные мобильные приложения для продаж и общения с клиентами без посредников. В цен­тре внимания и новые методы полу­чения покупок. В международной коммуникационной группе Publicis Groupe считают, что в ближайшее время будут актуальны установки собственных вендинговых аппара­тов в подъездах и магазины, распо­ложенные прямо около дома клиен­та. У такого формата большие пер­спективы.

Во время действия карантинных ограничений магазины "М.Видео" и "Эльдорадо" работали как пункты выдачи интернет–заказов, салоны связи или dark stores. Для оператив­ного и безопасного обеспечения кли­ентов нужной техникой запустили ряд проектов. В их числе доставка на такси за 2 часа, видеоконсульта­ции, расширение собственного ас­сортимента электроники и продажи новых смежных категорий по моде­ли маркетплейса.

"Пандемия кардинально измени­ла повседневные привычки людей. Стандартом стало дистанционное потребление, при этом покупки ста­новятся “смартфонозависимы”", — сообщают в "М.Видео–Эльдорадо".

Уже сейчас у магазинов возникла необходимость дать возможность покупателю предварительно полно­ценно ознакомиться с товаром в интернете. Для этого разрабатываются онлайн–примерочные, к позициям прикрепляются видеопрезентации и создаются 3D–модели.

Мы, строя инфраструктуру, по большому счёту занимаемся продажей не продуктов питания, а времени.
Алексей Белопросов
Алексей Белопросов
генеральный директор, "Умный ритейл"

Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .

Мария Баландина Все статьи автора
5 декабря 2020, 17:48 392
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама