Книжный азарт

вендинг. В "Этажах" появился книгомат Needfulbook, который за 300 рублей выдаёт покупателю случайную книгу, от романов Кафки до актуального non–fiction.

По словам организаторов, главная цель проекта — подарить чувство азарта от покупки книг.
С момента формулировки идеи до её воплощения прошло больше года. "На исходе лета 2019 года нам пришла идея создания автомата для продаж случайных книг. Мы с братом люди творческие, и нам хотелось не просто начать своё дело, но создать что–то оригинальное и свежее. Хотелось удивить людей и привнести немного праздника в серые будни", — рассказывают создатели проекта Артур и Эрнест Мурадяны. Площадку братья выбрали из–за контингента, которому, как им показалось, может быть интересен такой проект.
На первый, беглый взгляд, установленный вендинговый автомат не очень отличается от машин по продаже еды, продуктов или одноразовых масок. После внесения 300 рублей он выдаёт книгу и стикерпак с фирменными наклейками Needfulbook. Книги закупаются у крупных российских издательств "Эксмо" и "АСТ". "Подборкой занимаются они, но мы изначально задаём вариативность того, что будет в итоге в автомате", — рассказывают братья. Первые 120 книг, помещённые в автомат, раскупили за неделю.
На запуск братья потратили 500 тыс. рублей. В эту сумму вошло изготовление самого книгомата, оклейка машины фирменными стикерами и другие полиграфические услуги, а также работа стилиста и дизайнера.
Как говорят Мурадяны, данный бизнес им кажется наиболее подъёмным и быстрореализуемым в нынешней обстановке. К тому же тут довольно сложно уйти в минус, во многом благодаря невысоким затратам на аренду помещения. В будущем братья хотят поставить в городе больше подобных автоматов в разных точках города, а может, даже пойти с такими идеями в регионы.
Известный писатель Лев Данилкин писал о перспективах развития формата книгоматов еще в 2012 году. По мнению литератора, книгоматы решают одну из главных проблем читателя — проблему выбора, которая особенно чувствуется, когда приходишь в сетевой книжный, где от ассортимента разбегаются глаза. Но до сих пор этот формат не получил широкого распространения в России.
Генеральный директор Издательства Ивана Лимбаха Александра Смирнова считает, что подобные проекты действительно могут стать альтернативой киоскам в метро, на вокзале или в аэропорту, удовлетворяя запрос в спонтанной покупке книги.
Но полностью заменить книжные супермаркеты с консультантами они, конечно, не способны. Тем не менее для издательств это дополнительный канал реализации продукции.
"Издательству такой проект может позволить расширить свою аудиторию на неохваченные, возможно, ранее группы", — отмечает Александра Смирнова.