С помощью облигаций в Ленобласти застроят Ржевку и Новосаратовку

Автор фото: Сергей Ермохин
Михаил Москвин.

Ленинградская область определилась, куда потратит средства, полученные от выпуска инфраструктурных облигаций

Полученные средства пойдут на инженерную подготовку территории бывшего аэропорта Ржевка и Новосаратовки. Ожидаемая сумма — 10 млрд рублей, рассказали "ДП" в аппарате заместителя председателя правительства Ленобласти по строительству Михаила Москвина.
Для выпуска облигаций "Дом.РФ" создаёт специализированное общество проектного финансирования (СОПФ). Средства от размещений направятся на финансирование инфраструктуры — либо застройщикам в виде инфраструктурных займов, либо регионам путём выкупа их собственных облигаций.
Ставка, по которой СОПФ предоставит деньги, будет льготной — в пределах 2% годовых. Предполагается, что к 2030 году объём размещения облигаций составит 1,5 трлн рублей. Проект должен стартовать в первом полугодии 2021 года.
Как говорит Дмитрий Марков, заместитель начальника аналитического отдела ИК "ЛМС", подобные облигации будут востребованы, если доходность по ним будет установлена выше 7% годовых. "Сейчас на рынке наметился определённый дефицит доходных бумаг со ставкой выше стоимости депозита", — считает он.
На прошлой неделе Минстрой РФ опубликовал проекты двух постановлений правительства РФ, описывающих новую финансовую схему. Согласно ей, полную и своевременную выплату купонного дохода по инфраструктурным облигациям гарантируют субсидии из федерального бюджета.
На эти цели в 2021 году предусмотрено 1,4 млрд рублей, в 2022–м — 8,1 млрд, в 2023–м — 20,3 млрд, в 2024–м — 34 млрд, в 2025–м — 48 млрд рублей.
Если получателем денег станет региональная администрация, она сможет их потратить на инженерную подготовку конкретных территорий, а вернуть потом эти вложения за счёт продажи участков застройщикам. Если же получателем станет сам застройщик, то погашать заём он будет за счёт продажи жилья и после того, как рассчитается с проектным финансированием.
Отбирать проекты для предоставления финансирования будет межведомственная комиссия при Минстрое, а если деньги пойдут на общегородскую инфраструктуру — правительственная комиссия по межрегиональному развитию.
Ленинградская область наряду с Тульской, Нижегородской и Тюменской выразила готовность стать пилотным регионом для реализации проекта. Тем более у властей области уже есть конкретные предложения, куда потратить деньги.
Первый потенциальный участник программы — "Группа ЛСР" с проектом застройки на территории бывшего аэродрома Ржевка (1 млн м2). Впрочем, в самой компании сроки его реализации не называют.
Второй возможный участник программы — группа "ЦДС" (проекты "Новосаратовка" и "Бугры"). Там тоже на вопрос о сроках отвечают осторожно.
"Пока говорить о реализации этих проектов рано. Сейчас спрос на жильё сосредоточен в Петербурге, и начинать новые большие проекты в области рискованно. Мы поддерживаем инициативы властей региона, но не имеем права рисковать", — говорит Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости ГК "ЦДС".
Главный мотив областных властей — попытаться "взбодрить" затихающее строительство в регионе. По данным консалтингового центра "Петербургская недвижимость", за последние 5 лет предложение нового жилья в Ленинградской области сократилось с 1,8 млн до 0,8 млн м2 в год.
В общем объёме по агломерации доля области снизилась на 21 процентный пункт — с 41 до 20%. При этом спрос на жильё в Ленобласти снижается уже четвёртый год. Вслед за ним падают и объёмы строительства.
Основная причина — возможности интересных (и относительно недорогих в освоении) для застройщиков локаций (таких как Кудрово, Мурино, Девяткино, Бугры) уже исчерпаны.
Выход на новые проекты комплексного освоения требует больших затрат именно на инженерную и транспортную подготовку земли. А дешёвых денег взять на это негде.