Долгая дорога в Пулково: Смольный снова садится в метро

Автор фото: Коньков Сергей
Россия, Санкт-Петербург. Работа аэропорта Пулково во время пандемии коронавируса COVID-19.

Петербургские власти снова вернулись к идее проложить метро в аэропорт Пулково. До этого в течение года они вели переговоры с РЖД о включении воздушной гавани в маршрут железнодорожного полукольца внутригородской электрички. По мнению экспертов, одновременно оба проекта город, скорее всего, не потянет.

Комитет по градостроительству и архитектуре Петербурга (КГА) выпустил распоряжение о подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта — участка Кировско-Выборгской линии метрополитена от станции "Проспект Ветеранов" до станции "Пулково".
А ранее Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) объявил конкурс с начальной ценой 37,36 млн рублей на подготовку этой документации. По нему сдать работу необходимо к 1 июня 2022 года. Но КГА задал более жёсткие сроки — 30 марта 2022 года.
Задание на разработку ППТ
Автор: КГА
Как известно, аэропорт Пулково не связан с остальной частью города ни одним видом внеуличного общественного транспорта, и его доступность полностью зависит от дорожного трафика на Пулковском шоссе. Споры о том, какой транспорт пустить в аэропорт, ведутся десятилетиями.
Одним из очевидных вариантов долгое время считался Аэроэкспресс по аналогии с Москвой. В последний раз ему дали шанс в 2018 году. Тогда Петербург заключил с московской компанией "Аэроэкспресс" соглашение о намерениях. Проект оценивали в 18,8 млрд рублей. Был объявлен инвестиционный конкурс, но в 2019 году его отменили.
Много говорилось о прокладке в Пулково линии легкого трамвая. Под этот проект даже планировалось создать СП с итальянской компанией Finmeccanica по выпуску трамвайных вагонов. Стороны также подписывали соглашение о намерениях. Но и эта идея дальше намерений не пошла.
Год назад РЖД представили обновлённую концепцию развития санкт-петербургского железнодорожного узла, которая предусматривала строительство станции "Пулково" в рамках полукольцевого маршрута внутригородской электрички. Предполагалось, что в аэропорт электричка заедет по пути из Ломоносова на Ладожский вокзал. В апреле 2020 году эту концепцию одобрил губернатор Петербурга Александр Беглов. Её общая стоимость составляла порядка 600 млрд рублей. Источники финансирования определены не были. По данным dp.ru, именно этот вопрос активно обсуждался до недавнего времени.
В этом контексте запуск Смольным подготовки документации для строительства метро в Пулково может показаться неожиданным. Однако работы в этом направлении ведутся давно. Так, в 2016 году АО "Метрогипротранс" выполнило за 47,5 млн рублей предпроектные работы по продлению "красной" ветки в Пулково. Год спустя КРТИ заказывало в Главгосэкспертизе экспертизу материалов по обоснованию инвестиций в данный проект.
Однако осенью 2019 года, на фоне презентаций РЖД, вышло распоряжение о подготовке проекта планировки территории (ППТ) для "красной" ветки от станции "Проспект Ветеранов" до перспективной станции "Проспект Маршала Жукова". То есть на тот момент линия "повернула" в сторону от аэропорта. Документацию за 23,8 млн рублей выполнило ЗАО "Институт "Трансэкопроект". Теперь получается, что эти деньги были потрачены напрасно — новое задание не предполагает никакого "Проспекта Маршала Жукова".
Теоретически город может рассматривать вариант, когда в Пулково будут приходить и метро и электричка. В конце концов концепция внутренней железнодорожной линии предусматривает создание пересадочных узлов. А в той же Москве в аэропорт Внуково тянут ветку метро, хотя туда уже ходит Аэроэкспресс. Но Петербург значительно сильнее ограничен в финансовом плане, и не исключено, что ему придётся выбирать из двух проектов.
По мнению заместителя генерального директора фонда "ДОМ.РФ" Антона Финогенова, подготовка проекта планировки территории свидетельствует о том, что вариант с метро прорабатывается как минимум не менее серьезно, чем вариант с железнодорожным сообщением.
"Я считаю, что строить метро перспективнее, потому что по цене нет кратного отличия от строительства аэроэкспресса (оба проекта потребуют многомиллиардных затрат), а эффективность, конечно, будет гораздо выше. Метрополитен будет обслуживать большие потоки, он более удобный", — указывает Антон Финогенов. Он напоминает, что прорабатывается вариант, согласно которому линия метро из Пулково пойдет дальше на юг, в "Экспофорум".
Вариант совмещения станции метро и железнодорожной станции, по мнению Антона Финогенова, едва ли будет актуален в ближайшие годы. "В Петербурге, в отличие от Москвы, ещё многое предстоит сделать, чтобы интегрировать наземный железнодорожный транспорт с метрополитеном", — отмечает специалист.
Ведущий транспортный инженер OTS Lab Дмитрий Баранов считает, что, заказывая ППТ, город выражает свою позицию в отношении проекта. "Потому что просто так заказывать проект планировки — это нецелевое расходование средств", — говорит он. "Но это ещё не гарантия, — продолжает эксперт. — Бывают случаи, когда проект планировки сделан, а строительство не состоялось".
"На мой взгляд, метро наиболее удобный вариант для пассажиров, потому что "красная" линия соединяет все основные транспортные узлы города, с неё очень удобно пересаживаться на другие линии, на любой транспорт. А чтобы железная дорога стала удобной, надо очень много вложить, это проект долгосрочный", — рассуждает Дмитрий Баранов.
"Говорить о том, что кто-то с чем -то определился можно будет тогда, когда будут выделены деньги на строительство, — указывает эксперт транспортного развития территорий института "Урбаника" Илья Резников. — Город достаточно планомерно заказывает работы по ППТ на перспективные линии метрополитена. В Генеральном плане эти линии есть, и город вроде бы как обязан заказывать на них ППТ, если мы когда-нибудь будем их строить. Но это не значит, что кто-то завтра начнет их строить".
По его мнению, оба проекта далеки от реальности в ближайшие 10 лет. "У нас много где нужно метро, и много где оно нужно острее, чем в Пулково, — говорит эксперт. — Это понимание тоже есть".