Схватка двух йокодзун: что означает сделка "Яндекса" с Тинькофф банком

Автор фото: Сергей Коньков

Потенциальная покупка Тинькофф банка "Яндексом" — ключевой ход в борьбе за право стать второй после Сбербанка экосистемой в России.

"Яндекс", нацелившийся на покупку Тинькофф банка, — это прежде всего очередной виток в борьбе экосистем. Экосистемы строятся по принципу микросервисов, где каждый из элементов представляет собой отдельное бизнес–направление и (или) организацию–поставщика. При этом клиент может бесшовно переключаться между микросервисами.
Сбербанк был и остаётся крупнейшей российской экосистемой, но "Яндекс" намерен как минимум сохранить за собой статус второй по масштабам экосистемы в РФ.
До недавнего времени Сбербанк и "Яндекс" были партнёрами; год назад случился разлад. В июне бывшие компаньоны официально объявили о "разводе" и дележе "совместно нажитого имущества". В результате этого разрыва в экосистеме "Яндекса" образовалась огромная брешь в части финансовых сервисов. В августе стало известно, что "Яндекс" подал заявки на регистрацию банковских товарных знаков; в их числе "ЯБанк", "ЯКредит", "ЯВклад" и др. Но строить банковский бизнес интернет–гиганту, видимо, не придётся: вероятность сделки с Тинькофф банком оценивается финансовыми аналитиками весьма высоко.
Грядущая сделка, впрочем, не сделает "Яндекс" реальным претендентом на статус ведущей экосистемы в стране: по капитализации Сбербанк на порядок превосходит Тинькофф банк. Особенно хорошо разница в масштабах бизнеса фининститутов заметна в корпоративном секторе, где Тинькофф банк сумел занять лишь 5,1% рынка — да и то в сегменте микро– и малых предприятий. (Для справки: согласно отчётности самого Тинькофф банка, Сбербанк в этом же сегменте лидирует с долей рынка 39%.) "Яндекс" на рынке финансовых услуг для бизнес–сегмента представлен сервисами "Яндекс.Касса" и "Яндекс.ОФД" (доля на рынке онлайн–касс — менее 1%).
Если рассмотреть другие услуги для сегмента b2b — лизинг, страхование, автоматизацию и интеграцию, торговые площадки, безопасность и т. п.,— лидерство экосистемы Сбербанка становится очевидным.
Уместно отметить, что Тинькофф банк и сам развивал экосистему. Правда, в отличие от Сбербанка и "Яндекса", его экосистема является открытой — то есть предполагает интеграцию партнёрских сервисов. Не исключено, что в дальнейшем "Яндекс" может использовать такой подход для усиления позиций в корпоративном секторе. Это позволит интернет–холдингу добавлять в экосистему важные b2b–cервисы, не наращивая при этом долговую нагрузку.
Также свои экосистемы строят такие гранды отечественной экономики, как ВТБ, Альфа–Банк, Газпромбанк, группа Mail.ru, МТС (вместе с материнской АФК "Система"), "Мегафон", "Ростелеком" (вместе с подконтрольным "Теле2"). Очевидно, что после сделки "Яндекса" с Тинькофф банком остальным экосистемам придётся серьезно активизироваться — хотя бы для того, чтобы занять почётное третье место.