Рождение системы: банки всё больше нуждаются в IT-специалистах

Автор фото: ТАСС

Переход банковских операций в онлайн — лишь внешнее проявление глубокой трансформации рынка финансовых услуг

Громким подтверждением этой тенденции стало известие о покупке "Яндексом" TCS Group, в которую входят банк, страховая и инвестиционная компании под брендом "Тинькофф" (окончательные условия сделки будут определены после завершения комплексной правовой проверки).
В "Тинькофф" грядущие изменения, впрочем, предпочитают называть не продажей, а слиянием. Возможно, сохранится и сам бренд, и команда, так как банковский бизнес для "Яндекса" новый. Аналитики предполагают, что в перспективе может появиться экосистема, способная составить конкуренцию Сбербанку.
Последний, к слову, вчера обозначил свой взгляд на трансформацию себя — он официально представил новый логотип, в котором вообще нет слова "банк".

Редкие нужны массово

"Банки, которые не внедряют технологии и не становятся “небанками”, просто не смогут выжить и остаться на рынке, который сильно трансформируется. Многие сейчас пойдут в сторону экосистем", — отмечает сооснователь и гендиректор аналитического агентства "БизнесДром" Павел Самиев. По его мнению, необходимость создания экосистем будет формировать спрос на ИТ–специалистов и тех, кто разрабатывает боты, обеспечивает безопасность, занимается big data и коммуникациями в цифровой среде.
В "Тинькофф", говорят в компании, потребность в айтишниках с начала года выросла в 3 раза. Среди востребованных специалистов (помимо программистов Java, Scala, Python и Golang, а также разработчиков мобильных приложений на платформах iOS и Android) — инженеры, которые занимаются Mobile DevOps. "Они работают на стыке разработки, тестирования и доставки программного обеспечения. Эти технологии в стране пока что мало кто использует, поэтому такие специалисты — очень редкие. Отличие в том, что сделать одно качественное мобильное приложение могут многие, но создать суперапп, стабильно работающую экосистему, могут единицы", — объясняют в "Тинькофф".
Также в компании предупреждают: почти все вакансии здесь — для уровня middle и выше: "Проблему поиска и найма junior–специалистов мы закрываем с помощью партнёрских программ с ведущими техническими вузами страны. Кроме того, развиваем собственные программы подготовки специалистов по некоторым перечисленным направлениям".
К слову, о выпускниках вузов: создавать комфортные условия "на входе" новым специалистам уже привычная практика для банков. В ход идут стажировки — внутренние и международные. Например, в Citi за 13 лет проведения программы для аналитиков на работу приняли больше 100 выпускников вузов, 40% из которых продолжают работать в банке на должностях разного уровня в разных странах.
В ВТБ средняя численность персонала за первое полугодие 2020–го увеличилась по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. В первую очередь это произошло за счёт расширения IT–подразделения в рамках стратегии развития, которая, как говорят в этой кредитной организации, "предполагает масштабную трансформацию на новой цифровой основе".
"Мы делаем ставку на технических экспертов, которые могут привнести внешнюю экспертизу. В первую очередь это разработчики — и frontend, и backend. Также сохраняем по–прежнему высокий интерес к мобильной разработке", — говорит руководитель отдела по подбору персонала Райффайзенбанка Ольга Полковникова. И добавляет, что в компании обращают внимание на специалистов с опытом в программной инженерии.
Актуальным остаётся также поиск работников в QA–экспертизе ("инженеров отдела качества"), скрам–мастеров (помогают команде с внутренним взаимодействием), UX–экспертов, а также специалистов по работе с большими данными.
Однако, даже если банк пока не обозначил движение в сторону экосистемы, IT–отдел он усиливает. "Многие сделали для себя выводы и в будущем будут давать некоторым сотрудникам гораздо больше возможностей работать удалённо", — говорит пресс–секретарь банка "Открытие" по СЗФО Иван Макаров.

Текучка на заморозке

"Карантин весной–летом привёл к тому, что в крупнейших банках страны практически прекратилась смена кадрового состава. Они перестали нанимать новых сотрудников, а работники — в связи с возникшей неопределённостью на рынке труда — на время отложили мысли о смене работы", — объясняет Иван Макаров. В Citi говорят, что замедление текучки произошло на всех уровнях. Но в первую очередь на линейных позициях в области продаж. В этом сегменте ротация персонала — привычное явление.
По информации "Работа.ру", восстановление спроса на работников в банковском сегменте в Петербурге началось в июне. Всего же с марта по август в городе было открыто около 1 000 профильных вакансий. Июнь называют точкой отсчёта и в hh.ru. Его статистика говорит о том, что максимальное падение спроса произошло в мае. С июня же наблюдается умеренный прирост предложений о работе от месяца к месяцу — на 28% в июне по отношению к маю, на 27% — в июле к июню и на 16% — в августе к июлю этого года.
Однако если посмотреть в разрезе год к году, то тенденции иные. Сокращение вакансий в профобласти "Банки, инвестиции, лизинг" в Петербурге наблюдается с июля 2019–го. Тогда число предложений о работе начало уменьшаться в среднем на 2–10% по сравнению с аналогичными периодами 2018–го. В 2020–м динамика усилилась, и эпидемия её подстегнула: в январе число открытых предложений о работе снизилось на 10%, в апреле рынок сузился на 42%, в мае — на 59% и в июне — на 51% в сравнении с аналогичными месяцами 2019 года.
Но и претенденты не так рвутся в банковскую сферу, как раньше. "Если говорить о символическом руководителе высшего или среднего звена в банке, то, безусловно, восприятие профессии изменилось. Скандалы, предъявление претензий банкирам с последующим отзывом лицензий у банков, уголовные дела — всё это со стороны кажется странным и небезопасным. Ещё 10–15 лет назад ситуация была совершенно иной: банковский рынок забирал лучшие кадры из всех областей. Теперь же многие руководители из этой среды ищут точки приложения своих знаний, опыта, компетенций в других сферах, — отмечает Павел Самиев. — Имиджевые потери произошли и на уровне операционных менеджеров: сейчас здесь нет большого преимущества по зарплатам в сравнении с подобными позициями в других областях. К тому же наиболее простой функционал банки автоматизируют".
Внедрение чат–ботов, голосовых помощников значительно уменьшило спрос на простых операционистов еще в 2016–2019 годах. Пандемия прямо сейчас лишь "подогревает" процесс. В первую очередь лишаются работы те, кто работал в отделениях банков. Так, по данным 2ГИС, с начала года в Петербурге количество банковских офисов сократилось на 3,6%. На 1 августа в городе, по данным Северо–Западного управления Банка России, насчитывалось 1098 подразделений кредитных организаций, среди которых 23 головных офиса, 48 филиалов, 725 допофисов банков.

Будем на связи

Ожидаемо, что на замедлении кадровой ротации и заинтересованности в айтишниках список трендов и изменений за последние полгода не заканчивается. И хотя о вынужденной удалёнке уже трудно говорить как о тенденции (разве что как о случившемся факте), даже у неё есть особенности. Например, пролонгированность, которую ещё в марте было непросто предугадать. Так, по словам регионального управляющего петербургским филиалом Альфа–Банка Сергея Кульпина, компания официально продлила удалённую работу до конца 2020 года.
В Citi увеличилась необходимость в специалистах, которые обслуживают текущих клиентов и продают услуги дистанционно. "Мы поработали над тем, чтобы оперативно перевести на удалённый формат и переквалифицировать сотрудников из прямых продаж, которые работали с клиентами на территории наших партнёров — торговых и визовых центров, аэропортов", — говорит руководитель отдела подбора персонала Citi в России, на Украине и в Казахстане Полина Рассказова.
По словам представителей "Работа ВКонтакте" (совместный проект с Worki), в период пандемии вырос спрос именно на удалённые вакансии банковской сферы — чаще всего искали сотрудников клиентского сервиса (дистанционные продажи и доставка банковских карт). Но и сейчас в разделе "Работа ВКонтакте" каждая вторая позиция в банковской сфере — удалённая.
С середины марта необходимость перевести на удалёнку больше 3 тысяч сотрудников появилась и у компании QIWI, которая имеет банковскую лицензию. "Каждый менеджер стал немного предпринимателем, ответственным за жизнь своего продукта", — говорят в QIWI и прогнозируют, что вскоре спрос на подобное "осознанное лидерство" и "человечность" лишь возрастёт.

Финтех не примирил?

Вынужденный переход в онлайн (и банков, и клиентов), усиление ИТ–подразделений, разработка и улучшение онлайн–банкинга — всё это ускорило модернизацию. Участники рынка напоминают, что это не первый вызов, а также предполагают, что экосистемы на базе "небанков" в будущем могут привлечь клиентов со стороны как розницы, так и малого и среднего бизнеса. В прошлом банкам уже пришлось столкнуться с альтернативными структурами на базе IT, финтех–компаний либо соцсетей или платформ в интернете, которые предоставляли финансовые и телекоммуникационные услуги.
"О конкуренции говорить не совсем корректно: в подавляющем большинстве финтех является составной частью многих современных банков. Финтехкомпании в свою очередь также нередко имеют банковскую лицензию и ведут соответствующую деятельность. В условиях финансового кризиса и пандемии подобная синергия — зачастую единственная возможность эффективной работы бизнеса", — говорят в QIWI.
При этом в QIWI отмечают: хотя финтех и оказался более "подготовленным" к кризису — поскольку уже умел работать удалённо, — у банков есть и будет другое преимущество: они предлагают большой набор услуг. И если один из сегментов окажется под угрозой из–за кризиса, другой продолжит развиваться. "Выиграют те, кто сможет предоставить клиентам максимально быструю доставку наибольшего количества продуктов и при этом оказывать услуги без необходимости визита в офис", — уверены в "Тинькофф".
В связи с реализуемой господдержкой граждан и бизнеса, а также послаблениями и для самих банков высококвалифицированные специалисты сейчас необходимы банковской сфере как никогда. В первую очередь это касается кредитных специалистов, работающих с льготными кредитами. Также речь о маркетологах, задача которых не потерять клиентов в такой непростой период. И, конечно, нужны ИТ–специалисты, которые обеспечивают бесперебойную работу. Некоторые банки этой весной даже впервые опробовали перевод части специалистов в офисы для проживания в формате 24/7 с обеспечением всем необходимым, предложением повышения заработной платы и дополнительных бонусов.
Яна Калугина
старший преподаватель кафедры банков, финансовых рынков и страхования СПбГЭУ
Банковский сектор сузился. Огромное количество людей, которых уволили из банков ещё в период отзыва лицензий, работу по специальности так и не нашли. И были вынуждены либо переквалифицироваться, либо, если достигали пенсионного или предпенсионного возраста, уйти на пенсию. Сейчас настал новый этап увольнений сотрудников. Ведь когда банки переходят в онлайн, они сокращают количество людей, которые должны находиться в отделениях. При этом высшему образованию удаётся подстроиться под изменения рынка. Ведь вуз готовит не к конкретной профессии, а даёт набор компетенций, получив которые можно работать в разных направлениях. Но, конечно, меняются учебные планы: появляется много количественных методов, связанных с анализом баз данных и особенностями поведения клиентов.
Василий Солодков
директор Банковского института НИУ ВШЭ
В финансовом секторе почти не осталось компаний, которые работают исключительно в офлайне, а со временем их не будет в принципе. Пандемия стала катализатором безналичных платежей: миллионам клиентов в одночасье пришлось обратиться к цифровым услугам (подключить мобильный банкинг, настроить системы быстрых платежей и освоить онлайн–оплату). После пандемии доля underbanked, очевидно, сократится. При этом усилится и конкуренция в финансовом секторе. Кризис ударил и по необанкам, которые работают с малым и средним бизнесом, а также по инвестиционным и страховым сервисам. В то же время в выигрышной позиции оказались компании, которые занимаются комплаенсом, риск–менеджментом, информационной безопасностью и цифровой идентификацией. Всё большую популярность будут набирать системы KYC (Know Your Customer) в широком смысле. А особенно — продукты для удалённой проверки контрагентов.
Андрей Протопопов
CEO платёжного сегмента группы Qiwi