Чай без церемоний

В Петербурге открыт онлайн–магазин Present Tea

Проект создали Дмитрий Зимин и Никита Щербаков. Раньше они занимались журналистикой, продюсированием и маркетингом, затем ушли в торговлю.На запуск магазина понадобилось 2 месяца. Стартовый капитал проекта составил 120 тыс. рублей.
Пока в ассортименте представлены чаи в основном из Китая — около 40 позиций. Планируется заключение договоров с поставщиками из Бразилии, Индии и регионов России.
Ключевыми поставщиками чая в РФ являются Индия, Шри–Ланка, Кения, Вьетнам, Китай и Индонезия (10 тыс. тонн). "Мы закупаем чай через поставщиков по цене от 400 рублей за килограмм. Стоимость некоторых сортов может доходить до 4 тыс. рублей за 1 кг. Если закупать напрямую в Китае, получится в несколько раз дешевле, но работать там сложно", — говорит Дмитрий Зимин.
В последнее время растут продажи российского чая, но его объемы на рынке незначительны — производимый в Краснодарском крае чай первичной обработки занимает не более 1% от всего объема потребления. Из российских популярны травяные чаи. "В Петербурге десятки магазинов, торгующих примерно одними и теми же сортами", — говорит Дмитрий Зимин. По его словам, задача онлайн–сервисов — показать, что качественный чай можно приобретать и по цене 50–80 рублей за 100 грамм. В отличие от кофейного рынка, чайный пока лишь набирает обороты. Новые форматы торговли могут помочь росту популярности напитка.
Чаем торгуют в основном сети и крупные бренды, они могут позволить себе ставить катастрофически высокие цены на продукцию, отмечает Никита Щербаков. Конкурируют с ними небольшие онлайн–сервисы и пара десятков офлайн–магазинов, где цены ощутимо ниже.
"На чайном рынке высокая ротация игроков. Сильный удар пандемия нанесла по небольшим магазинчикам, без сайта или без аккаунтов в соцсетях", — говорит Андрей Власов, глава компании Art of Tea. По статистике продаж этой компании, в этом году спрос на чай выше прошлогоднего на 20%. Но средний чек упал на 15%.
"Рынок сейчас на этапе становления, новые игроки появляются постоянно, но мало кто задерживается надолго. Сюда идут за высокой маржинальностью, а поскольку её нет, то быстро закрываются. Остаются только те, кто на самом деле любит чай, готов играть вдолгую. На окупаемость в этом случае требуется больше времени, но бизнес держится за счёт постоянных клиентов", — объясняет Павел Канцер, руководитель чайного клуба "Процесс".
"Сейчас в основном растут продажи пакетированного чая среднего и премиального сегментов и листового премиального сегмента. В связи с модой на ЗОЖ увеличивается потребление зелёного и фруктово–травяного чая. В ресторанах и кафе чаще предлагают такие авторские напитки", — рассказывает Дмитрий Сорокин, руководитель магазина "Чай как искусство".
Эксперты ожидают, что розничные цены на чай увеличатся и это станет дополнительным риском для игроков данного рынка. В оптовом звене они уже выросли почти на 80%.
"Цены начали расти ещё во время карантина и до сих пор не остановились", — говорит Дмитрий Зимин. По его словам, рост связан с падением производства в весенний период. Тогда был пик пандемии в Китае.