Футбол вам в руки: народный спорт может поднять внутренний туризм

Автор фото: ТАСС
Несмотря на то что большинство клубов Российской премьер–лиги до сих пор не научилось жить без помощи государственных структур, кому–то все еще кажется, что она требует расширения. Но речь ведь не только о спортивной составляющей и об экономике. Давайте посмотрим на наш футбол глазами дистиллированного обывателя, для которого матчи того же "Зенита" — просто повод куда–то сгонять. При закрытых–то границах.
Российские города — каждый со своим характером, но при этом объединены незримым духом советской азиатчины. Если транспортная инфраструктура более или менее приведена в порядок, то туристические запросы на любой вкус пока явно не соответствуют требованиям к наследию ЧМ–2018.
Беглое представление о том, куда съездить на выходные, теоретически можно получить глазами футбольных болельщиков. Но их мнение не всегда объективно. Если очень условно, разделим "выездюков" на группы по интересам. Большая половина — активные фанаты, которым хоть в Париж, хоть в Новый Уренгой, они как бы заняты делом. Среди тех, кто едет просто так, попадаются люди, замученные женами и детьми, которым все равно, лишь бы куда–нибудь. Еще есть ребята, у которых по трое жен и от всех дети, существуют они в нескольких мирах и измерениях, и ни разу я не видел, чтобы таких поездки куда–либо делали хоть немного счастливее. Им также доверять сложно.
Теперь давайте попробуем представить себе, что у нас полно денег и времени и мы всей семьей хотим использовать повод — выездной матч "Зенита", — чтобы познакомиться с новым городом или повидаться со старым. Я дома попробовал, но пока что, кроме Казани и Сочи, ничего в голову не приходит. Так, чтобы было чем заняться всем.
Активным фанатам календарь нового сезона подбросил истинный праздник. В разгар лета можно было сгонять за сине–бело–голубыми в Волгоград и Ростов. Пиво, раки, Дон, Волга. Но там и 10 лет назад были пиво, раки, Дон и Волга. И 20 лет назад. Уверен, что жители этих городов сильно обидятся и начнут наперебой перечислять особенные казачьи деревни, старинные храмы, красивые обрывы с косогорами и прочие достопримечательности, которые известны им. И эмоции эти будут справедливыми, я заранее прошу у всех прощения. Но это — их переживания и знания, они неизвестны большей части Петербурга просто потому, что заранее никто над этим не трудился. Звать иностранцев на ЧМ–2018 — не то же самое, что привлекать своих навсегда. Тем же Волгограду и Ростову стоит работать над продвижением себя с иного ракурса, чем сквозь рачью призму. Иначе они так и останутся в сегменте "куда вырваться", а не "куда съездить".
Российским регионам надо пользоваться условиями пандемии, чтобы выйти из нее лучше, чем они были до этого. В следующем году в Премьер–лигу, вполне возможно, выйдет калининградская "Балтика". Ближайший год покажет, как анклав распорядился мощными средствами, которые туристы из Москвы и Петербурга оставляли там все это лето. Западный форпост может получить гигантский импульс для развития и уже через 5 лет сверкать в "инстаграмах" не только развалинами и духом Ост–Пруссии. Футбол — изумительное сарафанное радио, на что, собственно, и рассчитывали организаторы чемпионата мира в России. Теперь пора использовать его точно так же и на внутреннем уровне. Чтобы у тех, кто с семьями, любит футбол, но до сих пор не видел повода ехать куда–либо за "Зенитом" лишь из–за опасений за свой well being, появилось желание пробежаться по расписанию чемпионата России, расширить кругозор свой и читателей социальных сетей.
Пока работает одна лишь тема "у меня там знакомые, они мне показали такое, что никому не увидеть", внутренний туризм так и будет развиваться со скоростью тающего шельфа. Хочется слышать о силе Екатеринбурга, очаровании Волгограда и своеобразии Ростова из каждого чайника — тогда дело пойдет.
Футбол вам в руки.