Заповедные дороги российской глубинки

Автор фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Вчера по итогам проверки использования бюджетных средств на содержание дорог в 2018–2019 годах Счетная палата предложила правительству пересмотреть нормативы финансовых затрат на содержание автомобильных дорог федерального значения. Оказывается, причина скверного качества наших дорог заключается в том, что в разных регионах объем доведенных средств сильно отличается от норматива. А вовсе не дураки, как может показаться напуганному наступившим августом онейроидному сознанию.
Только 44,2% региональных дорог соответствуют нормативам. А среди федеральных дорог нормативам отвечает 84%. Это потому, что на содержание 1 км дороги федерального значения в 2019 году в среднем приходилось 2,2 млн рублей, а на содержание 1 км региональных дорог было потрачено 288 тыс. рублей. А это только 29,6% от норматива.
В каком–то сказочном мире живут чиновники Счетной палаты. Они по выделенке мчатся не только по Москве, но и по России. Хотя, вероятнее всего, по российским дорогам в глубинке им никогда не приходилось рулить. Да и не проехать там на приличной машине. Счетоводам, видимо, неведомо, сколько тратят денег на 1 км трассы у нас и сколько в других странах. По разным оценкам в разные годы, эти данные отличались в разы и не в пользу наших доблестных дорожников. А главное, сколько из этих денег, как говорят осведомленные анонимные источники, оседает в карманах ушлых прорабов, сметчиков и маркшейдеров, которым, вероятно, приходится делиться с вышестоящими начальниками. Уж аппарат Счетной палаты мог бы осилить и подсчитать этот таинственный дебет–кредит хотя бы окрест столицы.
Наверняка непростое и недешевое это дело — строить дороги. Почему–то в эту сферу не лезут частные компании. Представьте, если бы между райцентром Бухалово–Светлое и муниципальным образованием Лохово–Хреново проложили бы частную трассу с инфраструктурой, сравнимой хотя бы с финской глухоманью. Допустим еще более фантастичное, что плату установили рупь километр, да еще бы компенсировали многодетным 30% затрат. Да наши водилы тропы бы в буреломе протоптали, лаги бы через канавы перекинули, но свои бы кровные не потратили. Потому как плохие дороги — это свое, родное, а автобаны — басурманское изобретение.
Так что едва ли правительство РФ очередное предложение Счетной палаты воспримет как руководство к действию.