Искусство трансформации гастропространства по-московски

Автор фото: Ермохин Сергей
Гипермаркет Карусель на Савушкина

Рогачёв делает с московскими рынками что хочет.

На днях стало известно о договорённости одного из самых успешных ретейлеров России Андрея Рогачёва с инвестиционным фондом Катара о продаже Коптевского и Северного рынков в Москве. Называется предполагаемая сумма сделки — 1,34 млрд рублей. Ранее сообщалось о намерениях Рогачёва инвестировать порядка $20 млн в Коптевский рынок, который он приобрёл в 2014 году у города Москвы за 204 млн рублей. Бизнесмен планировал переформатировать его под гастрономический кластер с фермерскими продуктами, фуд-холлами, креативными пространствами и подземным паркингом.
Миллиардер Андрей Рогачёв — основатель сетей гипермаркетов "Карусель", дискаунтеров "Пятёрочка", "Верный" и американской Okey-Dokey. Московские рынки Рогачёва работают под брендом "Ветерок".
Наталья Круглова, советник генерального директора РАД, директор отдела продаж по Москве и Московской области, оценивает ситуацию вокруг столичных рынков. "Андрей Рогачёв ещё со времён начала своего крупного бизнеса в Петербурге отличается тем, что успевает вовремя капитализировать набирающий обороты проект и очень удачно из него выйти, зафиксировав прибыль. Вот и сейчас время для сделки, пожалуй, самое подходящее. Фуд-холлы, появляющиеся в исторически сложившихся локациях на месте рынков, пользуются всё большей популярностью", — отметила Круглова.
В Москве есть яркие примеры удачной реализации концепции развития рынка в формате совмещения фуд-холла и ряда других функций. Например, в фуд-молле "Депо. Москва" на территории бывшего трамвайного депо ставка аренды достигает 30 тыс. рублей за 1 м2 в месяц. При таких показателях инвестор возвращает затраты на строительство за 2–3 года. К тому же при одинаковых затратах на строительство на 1 м2 доходность гастропространств в 3–4 раза выше, чем в аналогичных торговых центрах. Это показывает, в частности, опыт Даниловского рынка, который сегодня объединяет две с половиной сотни частных продавцов и три десятка ресторанных концепций и является новой точкой притяжения москвичей и гостей столицы.
По мнению Андрея Загребелько, генерального директора, управляющего Даниловского рынка, фуд-холлы в составе рынков стали удачной моделью развития бизнеса благодаря тому, что лишены недостатков гастропространств в торговых центрах: "В ТРЦ, как правило, ресторанные дворики расположены на последних этажах, а сами рестораны, рассчитанные на обслуживание большого потока потребителей, не могут предложить такого разнообразия меню и свежести продуктов. В рыночных фуд-холлах, как, например, в Даниловском рынке, представлены разные кухни и направления, и в большой компании каждый найдёт для себя своё. На рынок человек приходит за свежими продукцией и эмоциями. Здесь всё можно попробовать. И прийти сюда ещё и ещё, потому что за один раз ты не сможешь попробовать всё что хочется. Не случайно сегодня новые рынки стали модными местами для людей, уставших от изоляции. В постпандемийных реалиях трафик монетизируется и приносит владельцам стабильный высокий доход, если созданы комфортные условия для людей, которым хочется вернуться в это место".
Наталья Круглова, независимо от того, как и когда завершится сделка, видит её высокий потенциал.
Ещё в начале лета Рогачёв планировал провести реконструкцию Коптевского рынка по аналогии с Даниловским, о реконструкции Северного пока ничего не слышно.
В случае развития в этом русле как минимум у Коптевского рынка хорошие перспективы. В первую очередь — за счёт локации. Он расположен в крупном районе жилой застройки, в котором по определению будет генерироваться спрос на заведения подобного формата. Северный рынок также имеет хороший потенциал для редевелопмента.
Признаков насыщения этого сегмента недвижимости в Москве сейчас нет. Скорее, мы видим большой потенциал развития этого формата недвижимости и ёмкость рынка, которые позволяют строить такие объекты. Тем более если речь идёт об объекте не в центре, а в крупном, исторически сложившемся спальном районе. Покупателю Коптевского и Северного рынков сделка принесёт хорошую прибыль, а инвестиции в редевелопмент окупятся в сжатые сроки.
Что касается господина Рогачёва, сегодня невозможно предположить, какова альтернатива размещения средств, вырученных от продажи рынков. Если судить по предыдущему опыту бизнесмена, у него кроме такой модели развития недвижимости, как направление гастропространств, на подходе новая крупная бизнес-идея. И деньги, полученные от реализации этих объектов, вполне могут быть вложены в реализацию новых проектов — не менее удачных, чем предыдущие.