Обобщение убытков: турагрегаторы обнадёжены ростом броней, но кризис продолжается

Автор фото: Архив "ДП"

До показателей прошлого года далеко.

Агрегаторы туров и билетов были вынуждены затягивать пояса, но даже в острую фазу с кадрами расставаться хотелось не всем.
Снятие карантинных ограничений и наступившее лето — повод для очень осторожного оптимизма. "С начала июля на нашем сервисе видим рост числа бронирований отелей и покупки билетов в 10 раз по сравнению с апрелем. Но в целом по рынку уровень спроса все равно составляет пока только 50–60% от уровня прошлого года", — полагает руководитель сервиса "Яндекс.Путешествия" Дмитрий Яковлев.

За себя и за того парня

В OneTwoTrip для экономии обнулили рекламные расходы, продолжив работать с уже имеющейся клиентской базой. В Aviasales во время карантина оптимизировали затраты. "Заметно подрезали бюджеты на маркетинг, но совсем от него не отказывались", — говорит операционный директор Антон Байцур. Также не стали закрывать офис на Пхукете в Таиланде. В этой стране ситуация с коронавирусом вообще была спокойнее, чем в России". "В этой стране ситуация с коронавирусом вообще была спокойнее, чем в России. Да, закрывали границы, пляжи, рестораны. Но сделали это ненадолго. И большого количества зараженных не было", — пояснили в Aviasales.
В марте–мае туристический спрос практически замер, аудитория сервиса снизилась в несколько раз, отметил директор по маркетингу OneTwoTrip Алексей Теплов.
"Падение посещаемости и уровня продаж тревел–ресурсов — очевидный итог карантина и ограничений, связанных с пандемией, — считает руководитель пресс–службы “Туту.ру” Наталья Анисимова. — Это общемировой тренд. На время закрытия международного пассажирского сообщения — авиационного, ж / д, автобусного, водного — и существенного сокращения количества внутренних рейсов приходится жить по новым правилам и под них подстраиваться".
Первое снижение спроса Aviasales ощутил еще в конце февраля. "Полеты за рубеж прекратились, а спрос на авиабилеты по стране снизился на 59%. В апреле и мае скребли по дну", — говорит Антон Байцур.
При этом на март выпала острая фаза, когда пришлось отдуваться "за того парня". "В период массовой отмены рейсов и тогда, когда в отели было запрещено заселяться, приходилось адаптировать взаимодействие с партнерами. Для проведения операций в форс–мажорных обстоятельствах мы были вынуждены согласовывать все процедуры, в том числе и по возврату денежных средств клиентам, — характеризуют пережитые непростые времена в OneTwoTrip. — Большинство авиакомпаний предлагали вместо возврата денег за билеты ваучер для будущего перелета, что ранее не было регламентировано. Соответственно, было необходимо оперативно подстраиваться под новые условия".

Равнение на Россию

Россияне, как известно, не отказываются отдыхать на море даже после цунами. Поэтому разделяют страхи и ограничения с тягой к отдыху. По данным "Яндекс.Путешествий", этим летом среди популярных направлений для авиаперелетов у жителей Петербурга оказались Симферополь, Сочи, Краснодар, Москва и Калининград. В то время как путешествовать поездом горожане предпочитают на близкие расстояния: железнодорожные билеты из Северной Венеции сейчас чаще всего покупают в близкие Выборг, Псков, Петрозаводск или Вологду и Ярославль.
Внутри страны всегда отдыхало больше туристов, чем за рубежом, акцентировали внимание в Ассоциации туроператоров России (АТОР). По данным этой организации, по России в год совершается более 50 млн поездок. В 2019 году поток в Крым составил порядка 6 млн человек, а это сопоставимо с Турцией (туда отправилось 6,9 млн россиян), в Краснодарский край — около 16 млн. Вторая цифра превысила общее количество тех, кто предпочел в 2019–м 15 ведущих массовых зарубежных направлений.
Летом 2019–го на российские курорты приходилось 55% всех бронирований, сообщили в Aviasales. Ситуация с 1 по 19 июля этого года только на первый взгляд выглядит как возобновление бизнес–активности — основная доля заказов в период с 1 по 19 июля пришлась на Москву (26,7%) и Петербург (10,3%), а также на южные Адлер (7,8%), Симферополь (7,2%) и Краснодар (3,5%). "Это нормальный и совершенно обычный интерес. Москва — крупнейший пересадочный хаб, а Санкт–Петербург — региональный хаб и туристическое направление", — комментируют в компании. Эти же авианаправления OneTwoTrip назвал самыми популярными в июне 2020 года. "Мы особенно отмечаем рост интереса к Анапе. Маршрут из Москвы остался на своем 3–м месте по популярности, а вот позиция направления Петербург — Анапа улучшилась существенно — с 31–го места на 17–е", — привели свою статистику в "Туту.ру". Там отметили также, что в железнодорожном сегменте не фиксировали доминирования традиционных морских направлений (авиамаршрут Москва — Анапа был на 3–м месте, в то время как ж / д направление — лишь на 16–м). "Мы видим, что отправиться на море самолетом в этом году стало доступнее, чем летом 2019 года", — сообщили в компании.
Также представители компаний–агрегаторов отмечают уменьшение среднего чека "туда–обратно" с вылетом из Петербурга по популярным авианаправлениям в августе–сентябре: в Симферополь — дешевле на 9%, в Сочи — на 26%, в Анапу — на 25%, в Краснодар — на 24%. Хотя средние чеки снижаются по сравнению с прошлым годом, но не так заметно, как упали по билетам с вылетами в июне–июле.

Время не ждет

Некоторые россияне смотрят и дальше по календарю. Впрочем, надежды разделяют не все агрегаторы.
"Хоть и в небольшом количестве, но уже бронируют авиабилеты за границу с вылетом осенью. Спрос, безусловно, стремительно растет, вместе с ним и аудитория сервиса, которая постепенно увеличивается и скоро сможет достигнуть докризисных показателей", — демонстрируют оптимизм в OneTwoTrip, добавляя, что уже вернули часть рекламных бюджетов и продолжат это делать по мере восстановления спроса.
"Сейчас уже очевидно, что роста не будет, поэтому мы считаем этот год потерянным и собираемся ударно провести следующий", — отметили в Aviasales.
В связи с тем, что поездки недешевы, очень многие люди стали до той же Москвы и обратно вместо "Сапсана" ездить на "Ласточке". Получается чуть больше по времени — 7 часов вместо 4,5. Либо едут на авто, потому что самый длинный перегон от Петербурга до Москвы занимает 5,5–6 часов на машине (открылась платная магистраль). Могу сказать, что народ стал намного больше передвигаться самостоятельно.
Ирина Семенова
Председатель комитета по туризму и индустрии гостеприимства петербургского отделения "Деловой России"
Крупные международные сервисы, интегрированные с глобальными системами (например, Booking.com), справятся с последствиями кризиса легче, так как Европа открыла границы раньше, чем Россия. У нас потери от спада туризма понесли все участники рынка, в том числе агенты и турагрегаторы. Цифровизация приведет к тому, что агрегаторы в принципе выиграют. На рынке турприложений скоро может появиться тенденция на обработку информации — создание "агрегатора агрегаторов", который может учитывать интересы пользователя и персонифицировать информацию. Многие туристические центры Европы разработали стратегии восстановления, которые ориентируются не на возврат к прежней численности гостей, а на улучшение качества туризма.
Сергей Ковалев
Доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг факультета сервиса, туризма и гостеприимства СПбГЭУ