Разжалованный "Адмирал": вологодский производитель троллейбусов бьётся за Петербург

Автор фото: Сергей Коньков

Компания "Транс-Альфа" из Вологды успешно обжаловала конкурс на закупку для Петербурга 41 троллейбуса за 1 млрд рублей, который, как ожидалось, должен был выиграть московский производитель — ПК "Транспортные системы". Но вологодцам тоже интересен петербургский рынок.

Федеральная антимонопольная служба опубликовала решение и предписание по итогам рассмотрения жалобы на конкурс ГУП "Горэлектротранс" по приобретению в лизинг 41 троллейбуса.
Как сообщал ранее dp.ru, на конкурс заявились компании "ВТБ Лизинг" и "Сбербанк лизинг". Более выгодное предложение сделала вторая: при начальной цене чуть более 1 млрд рублей она предложила выполнить контракт за 998 млн. Однако ФАС предписывает не заключать с ней контракт, а проводить конкурс по новой.
Кроме того, ФАС решает вопрос о возбуждении административного дела по статье о некорректном составлении конкурсной документации. Но наказание по ней можно считать символическим — 3 тыс. рублей для должностного лица, допустившего нарушение.
"Предписания ФАС обязательны к исполнению. "Горэлектротранс" в установленном законом порядке принимает меры по устранению замечаний", — прокомментировали в ГУПе.
Жалобу на конкурс подало ООО "Торговый дом "Транс-Альфа" из Вологды. Судя по всему, компания связана с местным производителем электротранспорта — АО "Транс-Альфа". Во всяком случае, двое учредителей торгового дома упоминались в списке аффилированных лиц "Транс-Альфы" 2016 года. Затем компания стала непубличной, и её нынешние акционеры не раскрываются. АО "Транс-Альфа" не ответило на запрос dp.ru.
По мнению авторов жалобы, конкурсная документация составлена таким образом, что ей удовлетворяет только один образец техники — троллейбус "Адмирал" производства московского ООО "ПК "Транспортные системы".
Не секрет, что в Петербурге закупки подвижного состава обычно происходят так: специалисты изучают имеющиеся на рынке образцы, затем делают выбор в пользу одного из них, а потом объявляют конкурс. "Вообще это нормальная практика. С одной стороны, не очень честно, а с другой — с открытым забралом", — считает эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин.
На 2020 год "Горэлектротранс" запланировал масштабную программу обновления своего троллейбусного парка, причём практически всеми машинами, представленными на рынке. По итогам прошедших конкурсов 20 сочленённых машин поставит белорусский "Белкоммунмаш", 35 троллейбусов с увеличенным автономным ходом — "Транс-Альфа", 87 "обычных" троллейбусов — ПК "Транспортные системы". Последний производитель имел все шансы получить заказ ещё на 41 троллейбус. Так, например, в конкурсной документации упоминалась отделка интерьера алюминиевыми панелями, свойственная только "Адмиралу".
По мнению редактора портала "Питертранспорт" Владислава Булгакова, "Горэлектротрансу" мог понравиться 20-летний срок службы "Адмирала". "Это хороший срок службы. Стандартно срок службы троллейбуса — 12 лет", — объясняет эксперт.
Стоит отметить, что жалобы на госзаказы не являются чем-то необычным в Петербурге. Нередко из-за них заказчикам приходится проводить конкурсы по несколько раз. Но случаи, когда по итогам повторных торгов крупные заказы уходят другому претенденту, уже единичны. А в сфере закупок общественного транспорта эксперты не смогли вспомнить ни одного такого случая.