Самоокупаемость устарела: Ленобласть учтёт ошибки транспортной реформы Петербурга

Автор фото: Интерпресс
Автор фото: Интерпресс

Ленобласть намерена к 2025 году реформировать общественный транспорт. Ей близок подход, который хотели реализовать в Петербурге, но пока отложили.

На самом деле реформирование общественного транспорта идет уже 5 лет с момента вступления в силу 220–ФЗ "Об организации регулярных перевозок", который определил полномочия и порядок организации перевозок, ввел контрактную систему и государственное регулирование тарифов. В рамках ФЗ Ленобласть уже перестроила организацию транспортного обслуживания. В частности, управлению по транспорту отошли все межмуниципальные и смежные межрегиональные маршруты, а органам местного самоуправления — маршруты внутри поселений.

За 16 рублей не поедет

Однако при этом чиновники считают свою эксплуатируемую долгие годы организационную модель, основанную на принципе самоокупаемости, морально устаревшей и тормозящей повышение качества оказания услуг. Напомним, благодаря тому, что в один лот объединяются прибыльные и убыточные маршруты, общественный транспорт обходится региональному бюджету практически бесплатно. Принцип перекрестного субсидирования позволил заключить пятилетние госконтракты за 1 копейку. Размер бюджетных ассигнований на все 178 маршрутов до 2024 года, заказчиком по которым является управление по транспорту, составляет всего 16 рублей.
"Если раньше в условиях серого рынка пассажирских перевозок и непрозрачности доходов перевозчиков применение такой модели было оправданным с бюджетной точки зрения, то с внесением изменений в 54–ФЗ “О применении контрольно–кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ” появляется возможность определения реальной, справедливой цены контрактов, учитывающей все пожелания заказчика при безусловном обеспечении рентабельности перевозчика. Поправки в закон обязывают перевозчиков начиная с октября текущего года применять на борту транспортных средств контрольно–кассовую технику с фискальным накопителем, передающим информацию в налоговую службу и обеспечивающим прозрачность доходов перевозчиков", — объясняют чиновники Ленобласти. По их мнению, в условиях самоокупаемости у перевозчиков отсутствует мотивация повышать качество транспортного обслуживания и при цене контрактов в 1 копейку штрафные санкции, исчисляемые в долях от этой копейки, не работают.
Минусы перекрестного субсидирования обнажила и ситуация с пандемией коронавируса. Пассажиропоток резко упал, объем выручки снизился до критической отметки, и у перевозчиков не было средств даже на покупку топлива, не говоря уже про платежи за лизинг и коммунальные услуги. Региону пришлось выделить компаниям субсидии на топливо.

Вначале была цифра

Поэтому власти Ленобласти намерены реформировать общественный транспорт. Все меры власти разбили на три этапа. Первым шагом планируется внедрить комплекс цифровых сервисов, которые обеспечат удобство и комфорт пассажирам, а региону предоставят качественные инструменты планирования, контроля и управления пассажирскими перевозками, а также обеспечат сбор больших данных для принятия решений по следующим шагам.
"Вопрос цифровизации мы ставим на первое место, потому что нужно все посчитать, во сколько это все выльется. Петербург пошел другим путем, результат пока не виден. Мы начинаем с “цифры”, которая поможет понять объемы финансирования. Нашему финансовому блоку это понравилось", — прокомментировал "ДП" председатель управления по транспорту Ленобласти Павел Постовалов.
Напомним, Комфин Смольного больше всего в петербургской транспортной реформе смущал вопрос поступления доходов в бюджет. Финансисты не верили, что за полгода, когда реформа должна была вступить в силу, с пассажиров получится собрать запланированные 5,5 млрд рублей. "Мы будем вынуждены за счет других доходов покрывать эти расходы", — заявляли в январе этого года городские финансисты. В городе в итоге реформу отложили до 1 ноября 2021 года.

Всех посчитают

По вопросам цифровизации общественного транспорта Ленобласть консультирует АНО "Аналитический центр при правительстве РФ". Соответствующий контракт на 28,5 млн рублей был заключен в ноябре прошлого года. Аналитический центр уже отобрал определенный набор сервисов, работу которых продемонстрирует в сентябре текущего года в Сосновом Бору. Это, в частности, будут сервисы мониторинга за движением автобусов, построения маршрутов (не только по виду транспорта, но и с ценой, продолжительностью поездки), диспетчеризации, безналичной оплаты проезда всеми возможными устройствами, автоматизированного контроля за техническим состоянием автобуса и другие.
Предполагается, что до конца 2021 года комплексом цифровых сервисов будут охвачены все маршруты: сначала областные, затем муниципальные. Ежегодно затраты бюджета на эти сервисы будут составлять порядка 400 млн рублей. Компенсировать их можно за счет увеличения налоговых поступлений, штрафов, снижения затрат на льготников, так как тариф понизится, когда будет видна вся выручка перевозчиков (согласно экспертным данным, она сегодня занижается до 2 раз). Но без инвестора в любом случае не обойтись.
"Потом встанет вопрос: как найти инвестора. Беседы с потенциальными участниками уже ведутся. Периодически приходят Сбербанк, Ростелеком, есть ВЭБ и ВТБ. Главное, найти того, кто согласится работать с нишевыми партнерами, чтобы не всё за бюджет было. Недешево эта история стоит. Партнерами могут стать компании, которым интересны эти цифровые сервисы для бизнеса. Например, кто–то из перевозчиков может быть заинтересован в диспетчеризации, свой интерес может быть у сетевых магазинов или музеев. Например, выходит человек из автобуса, а ему приходит оповещение об акции от какого–нибудь магазина", — говорит Постовалов.

Выйти из тени

Вторым шагом реформы станет переход в 2024 году на систему брутто–контрактов, когда регион сам взимает плату за проезд с пассажиров и платит перевозчикам за выполненные рейсы.
При таком подходе перевозчики экономически мотивированы качественно оказывать услуги, а чиновники могут уйти от ручного управления. Теневые доходы перевозчиков уйдут в прошлое. Прежде чем переходить на брутто–контракты, Ленобласть намерена в период с 2021 по 2023 год с помощью цифровых сервисов все оценить и продумать.
Третьим шагом предусмотрена передача с 2025 года на региональный уровень полномочий органов местного самоуправления по организации транспортного обслуживания, что обеспечит создание единой системы с оптимальной маршрутной сетью, единой тарифной политикой и едиными стандартами качества транспортного обслуживания.
Транспортные перевозчики, работающие в регионе, пока не успели ознакомиться с планами управления по транспорту по реформированию системы, однако некоторые позитивно смотрят на предлагаемые изменения.
"К переходу на брутто–контракты относимся положительно, как и к цифровизации общественного транспорта", — прокомментировали в холдинге "Питеравто".