Парад–алле под аккомпанемент пандемии: раскол на цирковом рынке

Автор фото: Петр Ковалев

На цирковом рынке — разбирательство вокруг обязанностей содержать артистов и животных.

На прошлой неделе в Сети стало распространяться письмо к министру культуры РФ Ольге Любимовой, подписанное представителями 14 частных цирковых продюсерских компаний. Авторы письма недовольны проектом соглашения, которое предлагает им ФКП "Росгосцирк". Следствием вспыхнувшей дискуссии могут стать серьезные изменения на цирковом рынке России.
Суть предложения, разосланного Росгосцирком в середине апреля, сводится к тому, что на время остановки цирковых представлений в связи с пандемической ситуацией договоры между частными прокатчиками и госкомпанией приостанавливаются. До 30 июня Росгосцирк берет на себя полное содержание всех помещений цирков. А прокатчики должны платить зарплату занятым в их представлениях артистам, трудовая книжка которых лежит в Росгосцирке, и кормить росгосцирковских животных. После 30 июня все затраты переходят на госкомпанию.
"Мы не понимаем, почему должны компенсировать подобные затраты, в то время как представления не проводятся из–за угрозы распространения коронавируса, мы не имеем никаких финансовых поступлений, а политика государства направлена на поддержку частного бизнеса, в деятельности которого используются животные", — говорится в письме.
Раскол проник и внутрь самой госкомпании. Советник генерального директора ФКП "Росгосцирк" Сергей Беляков публично выступает в поддержку авторов письма, критикуя действия своего начальства. "Такого единства среди продюсерских центров, как возникло при подписании этого письма, не было никогда. Я работаю в цирке порядка 27 лет и никогда такого не видел! А это 50% рынка! Более 1300 артистов и персонала. Эта политика приведет к тому, что существующие продюсерские центры уйдут, а сам Росгосцирк не сможет своими силами их заменить. Будет настоящий крах всей системы. Будет 50% пустоты", — высказал "ДП" Беляков свою точку зрения.
Проблемы есть и с прокатчиками, которые не используют артистов и животных Росгосцирка.
"Когда Росгосцирк предложил остановить действие договора, мы согласились, понимая, что в таких условиях мы работать не можем. Подписали со своей стороны соглашение о приостановке договора, отправили в Росгосцирк, ответа не получили. И потом дошли слухи, что договор с нами совсем хотят расторгнуть", — рассказала "ДП" Мария Маликова, продюсер "Циркус интертеймент компани", привезшей в Петербург "Итальянский цирк Togni".
Заместитель генерального директора Росгосцирка по творчеству и зарубежной деятельности Елизавета Гамбург пояснила "ДП", что проблема с петербургским прокатчиком заключается в не подписанном "Циркус интертеймент компани" договоре.
В связи с фактическим исполнением сторонами своих обязательств договор признается действующим. С февраля Росгосцирк ожидает подписанный со стороны прокатчика договор для легитимного подписания соглашения к нему.
В целом в Росгосцирке с претензиями в свой адрес категорически не согласны. "Один прокатчик, подписавший это письмо, никогда не работал на площадках Росгосцирка, некоторые уже давно не являются нашими партнерами, а у других прокатчиков в программах вообще не задействованы ни наши артисты, ни наши животные. У остальных — от одного до четырех номеров. И только коллективы Гии Эрадзе и еще трех прокатчиков из 14 состоят из номеров Росгосцирка. Прокатчики в том числе бесплатно использовали дорогой реквизит Росгоцирка и готовые номера, на создание которых было затрачено несколько лет, а на постановку — бюджетные средства. При этом в одной “Песчаной сказке” Гии Эрадзе задействовано государственного имущества на 28 млн рублей. Прокатчики этих артистов официально арендовали. А сейчас не хотят нести расходы", — разъяснили позицию в пресс–службе Росгосцирка.
На текущий момент Росгосцирк продолжает выплачивать зарплату артистам и оплачивать содержание своих животных. Но не скрывает, что ждет компенсации этих затрат после того, как подписание соглашения все–таки состоится. Общие ежедневные потери госкомпании составляют 7–9 млн рублей. Частные прокатчики ждут ответа из Минкульта.
Наши договорные отношения с Росгосцирком подразумевают предоставление нам артистов и оплату их труда по фактически отработанным представлениям. Но сейчас–то нет представлений! У нас единственный профильный вид деятельности, мы ничем другим не занимаемся. И откуда у нас деньги? У нас же есть и свои люди, животные, которых мы обеспечиваем. Мы не первый день в этом бизнесе. Стабильно приносим большие деньги и первые места на разных фестивалях. И такое отношение просто поражает. Мы покрываем все расходы Росгосцирка. Когда мы прокатываем программу, Росгосцирк не несет никаких финансовых рисков. Как бы ни прошли гастроли, он останется в прибыли. За каждый шаг на территории цирка мы платим! И даже если гастроли прошли с убытком — это никого не интересует. И мы никогда ничего не просили. А тут такое. Это письмо — крик души. У нас нет задачи поругаться или кого–то оклеветать. Мы хотим, чтобы нас услышали и пришли к конструктивному диалогу с нами.
Элина Лазаревская
генеральный директор продюсерского центра "Королевский цирк Гии Эрадзе"
Полагаю, что вся эта волна негатива в сторону Росгосцирка связана с тем, что мы решили использовать время вынужденного простоя для создания простой, понятной, а главное — прозрачной системы проката. Мы хотим вывести ее на аукционную основу. Чтобы не только узкий круг влиятельных прокатчиков, но и другие частные продюсеры и программы Росгосцирка имели возможность работать на наших лучших площадках. Вероятно, они не хотят, чтобы на рынок, который они считают своим, заходили новые игроки. А для Росгосцирка — чем больше прокатчиков, чем выше конкуренция, тем лучше качество программ.Росгосцирк находится в не менее тяжелой ситуации, чем частные продюсерские центры. Однако прокатчики, являясь субъектами малого и среднего предпринимательства, могут в период пандемии рассчитывать на существенную поддержку от государства, в том числе и на компенсацию заработных плат. А у Росгосцирка пока нет никаких дополнительных субсидий при колоссальных расходах. Государство выделило Росгосцирку 6 млн рублей на этот год на кормление животных, а у нас в месяц уходит только 10 млн на корма!
Владимир Шемякин
генеральный директор ФКП "Росгосцирк"