В контексте

Традиционное мнение — велосипед в городе вреден, поэтому те, кто желает на нем кататься, пусть едут в лес, в поля и там крутят свои педали. В городе такие только мешают.

Велосипедисты раздражают всех. Автомобилистов — тем, что двухколесные постоянно выскакивают то справа, то слева, создают помехи движению, нарушают, а часто даже не знают ПДД. Пешеходов — тем, что едут по тротуару, иногда задевают, а бывает, даже сбивают. Власть — тем, что просят для себя отдельную инфраструктуру (велополосы, дорожки, маршруты).
Но в апреле 2020 года на дорогах Петербурга вдруг стало свободно, тротуары обезлюдели. А велосипедисты остались, причем на фоне опустевших улиц возникло ощущение, что их стало больше. Особенно много среди крутящих педали курьеров служб доставки еды. С большими желтыми, зелеными, фиолетовыми рюкзаками за спиной они стали одним из символов ковидного времени. Их можно встретить на улице в любое время дня и ночи и в любую погоду. Они едут по проезжей части, тротуарам, газонам: главная задача — доставить заказ как можно быстрее.
Курьеров ждут, благодарят, иногда ругают. Но в любом случае неожиданно велосипедисты стали востребованы. Они оказались мобильнее курьеров на автомобилях, ведь, как правило, плечо доставки от кухни до клиента не превышает 2–3 км. Часть этого пути приходится преодолевать по узким дворам, где сложно не то что при¬парковаться, чтобы выйти из машины и донести заказ, но даже просто проехать.
На этом фоне разговор о развитии в городе велоинфраструктуры — парковок, дорожек, выделенных полос и т. д. — уже не кажется несвоевременным. А инвестиции, которые уже сделаны в подобные проекты, не представляются деньгами, выброшенными на ветер. Если удаленная работа и онлайн–торговля будут и дальше развиваться высокими темпами, то спрос на курьерскую велодоставку будет расти. Причем не только со стороны общепита. Как транспорт последней мили велосипед в большом городе может быть куда эффективнее, чем автомобиль, даже в поствирусное время (если такое когда–нибудь наступит).
А значит, придется и дальше развивать велоинфраструктуру, смириться с расширением велодвижения, появлением новых сервисов, прокатов, шеринга и т. д. В итоге выиграет от этого не только кучка авантюристов, любящих перемещаться на двухколесном транспорте назло постоянному ветру, дождю, снегу. Чем больше людей предпочтет велосипед автомобилю (а по мере развития инфраструктуры именно так и будет), тем чище станет воздух, а жители города — здоровее.