Гречка и туалетная бумага, массово скупленные жителями России пару недель назад, конечно, лидируют в списке смешных (и не очень) шуток про коронавирус. Однако одновременно обитатели фейсбуков и прочих якобы рафинированных соцсетей весело обсуждали и пополнение стратегических запасов алкоголя, цитируя письмо Фицджеральда времени эпидемии "испанки".
Там тоже упоминалось мытье рук, а также богатый ассортимент горячительного разной степени крепости. Налицо была полная причастность к великим. Впрочем, потом письмо оказалось фейком. Однако важное дело было сделано, домашние бары заполнились — можно выдохнуть и спокойно выпивать, благо поводов искать не надо. А сейчас внезапно оказалось, что это был ровно такой же тренд, как и с гречкой.
Исследование компании Nielsen показало, что с началом ажиотажного спроса на продукты 9–10 март а резко выросли и продажи алкоголя. К концу месяца они достигли пика. Особенно это заметно для виски (+47%), водки (+31%) и пива (+25%). Незаметно подросли только игристые, всего на 5% (просто праздновать пока нечего). Выводов у экспертов к этим фактам несколько.
Во–первых, россияне не то чтобы начали больше пить, как можно было опасаться. Нет, разумные и ответственные потребители решили просто сделать запасы, чтобы потом реже выходить из дома. Во–вторых, некоторые учли потенциальный рост цен на алкоголь, особенно иностранный, который случится после того, как границы все же откроют, — и инвестировали оставшийся после гречки капитал в любимые напитки.
В–третьих, есть нехорошая вероятность того, что на большее денег у россиян уже не очень осталось. В кризис 2008 года они покупали квартиры, а в 2014–м — бытовую технику. А сейчас до круп дошли. В–четвертых, и это еще более неприятная перспектива, — объемы продаж легального алкоголя будут снижаться. Тому масса причин: снижение доходов, меньший выбор мест продажи, региональные ограничения и т. д. Но как при любых намеках на сухой закон — алкоголь нелегальный никуда не денется, а доступность его даже упрочится. Однако это будет чуть позже. А прямо сейчас в моду входят онлайн–вечеринки. Самоизолировавшиеся в четырех стенах родители школьников, коллеги, родственники назначают время и чокаются бокалами в Zoom.
Чтобы не чокнуться.