Пограничная ситуация. Грузоперевозки по всему миру повторяют китайский сценарий

Автор фото: Ваганов Антон
Автор фото: Ваганов Антон

В условиях глобальной самоизоляции растёт ценник на услуги, а некоторые страны вводят экспортные ограничения.

Символом надежды в борьбе с коронавирусом стало возобновление железнодорожного сообщения китайского города Ухань с остальным миром. Первичный очаг распространения COVID-19 оживает и возвращает себе статус важного транспортного узла. Оттуда в немецкий Дуйсбург 28 марта снарядили первый контейнерный поезд со сборными грузами. Ранее из Германии транзитом через Россию в этот город Поднебесной отправился опломбированный состав, гружённый лососем.
На фоне активизации транспортного сообщения с Китаем в глобальной торговле начали возникать другие ограничения. В Турции, как и во многих других странах, ввели мораторий на экспорт медицинских изделий, а Евразийский экономический союз приостановил продажу на внешние рынки муки грубого помола, круп, чеснока, репы, недроблёных соевых бобов и семян подсолнечника.
Международные организации под патронажем ООН выразили обеспокоенность экспортными ограничениями — такие меры могут спровоцировать сбои в поставках товаров первой необходимости по всему миру.
"Действуя с целью защиты здоровья и благополучия своих граждан, страны должны добиваться того, чтобы любые торговые меры не нарушали работу цепи поставок продовольствия. [...] Неопределённость в отношении наличия продовольствия может породить волну экспортных ограничений, создавая дефицит на глобальном рынке. Такая реакция изменит баланс между предложением и спросом на продовольствие, приводя к резкому росту цен и усилению ценовой волатильности", — говорится в коммюнике.
Согласно мониторингу Российского экспортного центра (РЭЦ), на отечественные товары вырос спрос на зарубежных рынках. Если часть стран Евросоюза, Турция и Сербия интересуются пищевой продукцией (крупы, макароны), то США, государства Скандинавии, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии готовы закупать бактерицидные лампы, ультрафиолетовые устройства и настенные облучатели, а также средства индивидуальной защиты.
"Из-за разрыва традиционных внешнеторговых цепочек в результате введения карантина в целом ряде государств у российской продукции появился ресурс выйти на новые рынки сбыта, — говорит гендиректор РЭЦ Вероника Никишина. — Эти, безусловно, сложные времена во многом перезагрузят наш экспортный потенциал, международная торговля уже не будет прежней. Полагаю, что мы не только не потеряем рынки, но в значительной степени нарастим их".
РЭЦ выпустил свод правил для экспортёров: рекомендовано отложить поставки товаров до восстановления бесперебойной логистики, пользоваться в основном морским и железнодорожным транспортом, а малые партии отправлять по каналам "Почты России". В случае невозможности исполнения внешнеторгового контракта из-за ограничений экспортёру следует уведомить о форс-мажоре контрагента, а также подать заявление в Торгово-промышленную палату России.

Два столпа

Самые бесперебойные доставки совершаются железнодорожным и морским транспортом, считают эксперты РЭЦ. Впрочем, специалисты прогнозируют нехватку в будущем контейнеров из-за растущего спроса и возможное увеличение сроков доставки. Тарифы на авиаперевозки продолжают меняться в сторону увеличения в связи с серьёзными ограничениями, а автотранспорт в условиях пандемии остаётся самым рискованным способом перевозок.
"Из-за ежедневно меняющейся обстановки в мире всё чаще наблюдаются проблемы с пропуском автотранспортных средств через границы. Кроме того, в некоторых случаях сами импортеры из-за страха отказываются принимать автотранспортное средство. В связи с этим перевозчики доставляют груз своему агенту, а тот осуществляет его развоз по стране назначения. Это приводит к увеличению стоимости и сроков доставки", — говорится в отчёте РЭЦ.
Особенности удалённой работы создают непривычные условия для участников рынка ВЭД. По мнению руководителя отдела международной логистики ГК "Аривист" Елены Николаевой, этот и другие факторы оказывают влияние на сроки доставки, а также увеличивают стоимость услуг.
"На сегодняшний день больше всех пострадал рынок авиаперевозок. Говоря простым языком, он рухнул. На данный момент мы видим только официальные сообщения о том, что опубликованные ранее тарифы авиаперевозчиков в настоящий момент недействительны. Это связано с тем, что каждый день вводятся новые ограничения, и в первую очередь они затрагивают самый быстрый способ доставки. Но воздушное пространство не закрыто совсем для грузовых перевозок, поэтому мы находим способы отправить грузы — пусть не в считаные часы, как ранее, но за несколько дней подобрать вариант возможно", — говорит Елена Николаева.
Ставки на автоперевозки, по её словам, также растут из-за решения европейских транспортных компаний отпустить часть сотрудников на карантин. Сейчас участники логистических цепочек в России — морские линии, терминалы в порту, таможенные представители — пытаются перевести документооборот в электронный формат для сохранения рабочего процесса.
Об аналогичных сложностях рассказывает региональный директор структурного подразделения "Kuehne + Nagel Санкт-Петербург" Анастасия Кизулева. Эта международная компания со штаб-квартирой в Швейцарии отмечает трудности в передвижении грузов на границах стран ЕС.
"На фоне порожних рейсов и нестабильной ситуации на ряде границ становится заметным влияние вируса на наши морские перевозки и движение барж в Европе. В Италии и Испании правительство объявило о приостановке деятельности компаний, не занимающихся производством жизненно важных товаров и услуг. В целях обеспечения наличия товаров грузоперевозки разрешены, но процесс доставки может осложняться в связи с закрытием некоторых заводов и складских площадей. Порты функционируют, однако наблюдаются задержки приёмки и выпуска грузов, а также таможенные задержки. В итальянских портах они вызваны сокращением рабочих часов", — говорит специалист.

Право первой необходимости

В России также ограничили деятельность ряда компаний и производств, чьи продукция и услуги не вошли в перечень непродовольственных товаров первой необходимости (установлен распоряжением правительства №762-р от 27 марта). Однако документ в изначальной редакции просуществовал недолго: 29 марта из него убрали 13 видов товаров, в том числе автомобильные шины и автозапчасти. Рынок указал на опасность невозможности ремонта грузовых машин, что может привести к перебоям с доставками жизненно необходимых грузов. Федеральные власти не стали редактировать документ, позволив властям региональным самостоятельно дополнять список "в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки" на их территории. На момент подготовки публикации в петербургской версии списка автозапчастей не было.
Из-за нерабочего апреля рынок ждёт существенное снижение спроса, что скажется и на грузоперевозках. По прогнозу операционного директора логистической компании "Точка-Точка" Максима Алексеева, падение заказов ощутит самосвальный рынок, традиционно активизирующийся к началу лета. Общий объём перевозок автомобильным транспортом, по мнению предпринимателя, при самом оптимистичном сценарии потеряет к концу года 10% по сравнению с 2019-м.
"Не исключено, что ограничения по аналогии с КНР, где транспортная отрасль начинает восстанавливаться, затянутся до конца весны и грузоперевозки даже к зиме 2020-го не смогут восстановиться ни в денежном, ни тем более в натуральном выражении. О годовом росте в 1,5–3% (а в автомобильных перевозках — до 7%), который совсем недавно предрекали эксперты, теперь уже можно смело забыть", — заключил Максим Алексеев.
Ситуация с грузоперевозками напряжённая. Она меняется каждый день, но уже сейчас можно сделать выводы, что для импортируемых в Россию грузов наиболее остро стоит проблема поставок из стран ЕС по причинам, не только связанным с карантином, но и по сугубо экономическим причинам, связанным с падением курса рубля. Импорт китайских товаров постепенно оживает. В КНР практически все фабрики восстановили объём производства, порты работают в обычном режиме. Значительное падение грузопотоков из Китая за период с конца января по март 2020 года привело к тому, что международные морские контейнерные линии предлагают низкий фрахт, чтобы заполнить свои суда. Текущие ставки по сравнению с предновогодними тарифами выигрывают существенно, но, по оценке экспертов, в апреле их уровень вернётся на докризисный уровень. Есть тенденция изменения мультимодальной логистики в пользу ориентации части отгрузок с моря на железнодорожный транспорт для ликвидации дефицита импортной продукции из Поднебесной, который возник в России из-за вынужденного перерыва в поставках. Авиафрахт также испытывает сильное давление недостатком регулярных грузопассажирских рейсов из основных центров мировой торговли по всему миру. Многие авиакомпании просто обанкротятся на фоне остановки международного туризма. В экстремальных условиях растёт количество грузовых чартерных рейсов вместо регулярных, что, безусловно, несёт отрицательные последствия для российского фрахтователя. Крупные зарубежные авиакомпании перепрофилируют свои пассажирские самолёты под грузовые цели, чтобы хоть как-то сократить убытки. Есть три наиболее проблемных страны, на границах с которыми стоят многокилометровые очереди грузовиков. В Италии закрыты производства товаров не первой необходимости, фуры забирают последние заказы. Из отраслей продолжают работать фармацевтика, продукты питания, алкоголь. В Сербии введён комендантский час, движение транспорта ограничено — там в принципе очень сложно найти автоперевозчика. В Турции закрыт въезд иностранных автоперевозчиков, можно использовать только турецких водителей. Из-за введения проверок на границах между странами ЕС на прошлой неделе машины порой простаивали в очередях многие часы. Особенно острой была ситуация на польской границе — очереди из грузовиков достигают нескольких десятков километров. Грузопоток из ЕС автотранспортом снизился примерно на 30–40%, и падение, скорее всего, продолжится. Движение товаров из стран ЕС будет ограничиваться только самым необходимым ассортиментом. Если карантин продлится до лета, то, возможно, мы почувствуем нехватку ставших привычными для нас европейских товаров на полках магазинов, поэтому уже сейчас участникам ВЭД имеет смысл обратить внимание на поставщиков из Китая. Учитывая увеличение по сравнению с доставкой из Европы транзитного интервала, производственный цикл, договорной процесс, а также необходимость подыскать альтернативного азиатского партнёра, сейчас самое время заняться проработкой плана Б. К счастью, Китай на днях заявил об остановке эпидемии коронавируса у себя в стране.
Кирилл Александров
директор по развитию и инвестициям ГК «Аривист»
Ощущение хаоса присутствует как у больших компаний, так и у маленьких. Начиная с 25 марта озвучено минимум три решения, разъясняющих ситуацию, но ни одно из них не даёт логистическому цеху чёткого понимания, кто и в каких случаях имеет право причислять себя к "организациям, обеспечивающим всю товаропроводящую цепочку" или "организациям, обеспечивающим население товарами первой необходимости". В результате в первые дни нерабочего периода фрахтовые цены на магистральные перевозки, особенно в Южном и Уральском федеральных округах, выросли вдвое, процесс ценообразования был абсолютно непонятен. Вместе с тем на волне общего хаоса грузовладельцы были вынуждены принять условия и понести существенные убытки. Объёмы перевозок упали, так как пришлось выводить часть грузовой базы из оборота. К тому же внушительное количество автоперевозчиков осталось дома, неукоснительно следуя призыву властей. Особенно это стало заметно на фоне снижения интереса региональных парков к рейсам в столицу или из неё. То есть региональные плечи обслуживаются практически без изменений, а вот количество перевозчиков, предлагающих транспортные средства в/из Москвы, резко уменьшилось.
Максим Алексеев
операционный директор логистической компании "Точка–точка"
Ситуация с международными автомобильными перевозками следующая: проблем на границах не возникает, но мы наблюдаем отзыв некоторых ранее размещённых заявок, что связано с закрытием на карантин складов назначения. На прошлой неделе объём железнодорожных перевозок не уменьшился, заявки на новые доставки поступают в ожидаемом объёме, но в то же время мы сталкиваемся с отдельными случаями простоя контейнеров и вагонов на станциях в ожидании выгрузки. Порты, морские линии, таможня работают в обычном режиме, склады назначения пока находят возможности принимать грузы, прибывающие морем. Мы обрабатываем грузы, находящиеся в пути, так как на данный момент клиенты приостановили размещение новых заявок. Клиенты занимают выжидательную позицию из-за невозможности прогнозировать масштаб и характер дальнейших ограничений. Оживление перевозочного процесса ожидается после прояснения данной ситуации, а также по факту сокращения запасов сырья на производствах.
Борис Корнеев
руководитель направления транспортной логистики по СЗФО Itella в России