Немного Хокни. Contemporary art в Новой Голландии

 

В Новой Голландии — Дэвид Хокни. Конечно, не большая ретроспектива, только одно видео. Зато сам Хокни! Часто ли к нам привозят современных звезд? Причем из тех, для кого contemporary art — попытка продлевать искусство старых мастеров. Хокни — тот редкий современный художник, что ведет диалог со своими великими предшественниками. В постмодернистское время он рискнул помериться силами с Уильямом Хогартом — английским "нашим всем": великим графиком и автором трактата "Анализ красоты", без которого сложно представить историю искусства. Другого бы изощрявшиеся в скепсисе современники подняли на смех за неуместные амбиции и пафос. Хокни же, преуспевший не только в искусстве, но и в эстетической теории, был признан арт–гуру.
Во многом так сложилось, потому что этому предшествовали другие его успехи. В эпоху swinging London Хокни стал одним из наиболее заметных британских поп–артистов. Затем покорил Калифорнию, воспев в своих картинах виллы на голливудских холмах. Едва ли не половину жизни он провел в этих краях, живя на два дома. Удачны были и его эксперименты с технологиями. Он начал с литографии, писал холсты на основе коллажей, размышлял в монументальных картинах о возможностях визуального восприятия человека. Его "Большой каньон", превышающий оптические возможности человеческого взгляда, пришелся бы по душе Николаю Гоголю, живи он в постмодернистское время. "Последний день Помпеи" Брюллова в свое время потряс русского писателя как немыслимо большая картина, перед которой зритель ощущает собственный предел. Последнее время Хокни пишет пейзажи на iPad и iPhone. Недавно работы из этого цикла выставлялись в хельсинкском Кунстхалле.
В Новой Голландии показывают один из его предыдущих экспериментов — "Уолдгейтский лес, зима, 2010". Это видео, снятое девятью камерами и составленное из девяти квадратов, не сходящихся по внутренним границам. На экране — дорога, ведущая через заснеженную рощу. Действие происходит в Йоркшире, откуда Хокни родом. "Зима" — часть цикла "Времена года", который когда–нибудь, надо надеяться, покажут у нас целиком. Ведь не за горами тот день, когда в Новой Голландии откроется Музей современного искусства.
Станислав Савицкий, арт–критик