С трех раз. "Горэлектротранс" снова проводит аукцион на покупку в лизинг 87 троллейбусов

Автор фото: Антон Ваганов

ГУП "Горэлектротранс" в третий раз проводит аукцион на приобретение в лизинг 87 троллейбусов, что составит 1/7 парка этого транспорта. Эксперты предполагают, что производителя можно назвать сразу.

В целом в 2020 году "Горэлектротранс" берет в лизинг в рамках этих аукционов почти на 4 млрд рублей 142 новых троллейбуса. Помимо 87 классических в это число входят 20 сочлененных троллейбусов (так называемые "гармошки", троллейбусы особо большой вместимости) и 35 инновационных троллейбусов (с увеличенным автономным ходом, ТУАХ).
Итоги аукционов по двум последним партиям были подведены 30 декабря 2019 года со второй попытки.
Изначально контракты оценивались в 699 млн (20 "гармошек") и 1,09 млрд рублей (35 ТУАХ). Однако при повторных аукционах начальную цену снизили до 646 млн и 1,01 млрд рублей соответственно. Контракты в итоге заключили с ООО "Промагролизинг–Центр" и АО "Сбербанк–лизинг". При этом при проведении процедуры "Сбербанк–лизинг" снизил стоимость ТУАХ на 30%, и контракт заключили на 691,3 млн рублей.
С закупкой 87 троллейбусов в декабре разобраться не удалось. 10 января 2020 года на сайте госзакупок появился новый, третий аукцион — уже на 2,05 млрд рублей. Начальная цена первой закупки составляла 1,9 млрд рублей, второй — 1,7 млрд. Содержательно изменилось и техническое задание. Например, поменялась длина троллейбуса — не более 13 м вместо 13,5 м, а количество мест для сидения теперь должно быть не менее 30 против 26 ранее.
Также изменились требования к информационному бортовому оборудованию, видеокамерам, форточкам и так далее. Одна из ярких перемен — внутренняя обшивка троллейбуса должна быть выполнена из алюминия.
В ГЭТ отмечают, что после аукциона каждый седьмой классический троллейбус в городе будет из новой закупаемой партии, что в значительной степени определит уровень транспортного обслуживания горожан на ближайшее десятилетие. "Поэтому новые машины должны отвечать самым актуальным и перспективным требованиям к современному троллейбусному транспорту. В связи с этим совершенствовалось техническое задание", — прокомментировал "ДП" перевозчик.
Транспортные эксперты видят упор на качество в новой документации, отмечая, что поставщика техники можно с высокой долей вероятности предугадать.
"На территории Таможенного союза есть два крупных производителя, которые в состоянии за полгода осилить эту поставку: белорусский "Белкоммунмаш" и вологодский завод "Транс–Альфа". Но они сейчас забиты другими крупными заказами. Вологодцы делают машины для Крыма, "Белкоммунмаш" завален заказами с Украины. Есть еще уфимский завод (УТТЗ), но у него серьезные проблемы со сроками поставок. Остается завод "ПК Транспортные системы", — рассказывает редактор портала "Питертранспорт" Владислав Булгаков.
Московский ПК ТС известен своими трамваями, однако совсем недавно компания взяла в аренду находящийся в сложном финансовом положении завод "Тролза" в Саратовской области, который ранее был лидером на рынке троллейбусного производства.
"Больше некому выполнять заказ, кроме ПК ТС. На это намекает и требование алюминиевого салона в конкурсной документации. Никто, кроме ПК ТС, этим сейчас не занимается", — отмечает Булгаков.
Транспортный эксперт Виталий Толстых считает, что ничто не мешает другим производителям подогнать свои машины под это ТЗ. "Вспоминается случай в 2014 году, когда "Пассажиравтотранс" написал ТЗ под MAN (в частности, наличие жидкокристаллического табло, которое у нас не производилось), однако победил "Волгабас" и подогнал свои машины под ТЗ", — говорит эксперт, добавляя, что лизинговая компания может договориться о поставке сразу с несколькими заводами.
В ПК ТС комментарий не предоставили.