Составлять культурную программу на новогодние каникулы — гиблое дело. Все, что не елки, то вечнозеленые хиты. Музыкальное безвременье между 2019 и 2020 годом скроено как раз по этим беспроигрышным, но скучным маркетинговым правилам. Никаких сюрпризов: ночью 31–го можно выпить и закусить в компании с группировкой "Ленинград", 1–го, как всегда, похмелиться на героическом концерте ПТВП, 2 января — взбодриться со скандинавско–петербургскими фолкерами "Тролль гнет ель", 3–го — поплясать в Малом зале филармонии под идише–балканскую "Добраночь" или подпеть в Oper’e Александру Ливеру и группе НОМ. 6–го по плану снова старые добрые друзья — Tequilajazzz и Theodor Bastard. А как каникулы закончатся, так и вовсе наступит тишь и гладь. Хорошо еще, что у нас есть классическая музыка. Именно тут скрыты редкие, но такие желанные новеллы и раритеты.
Концертный зал "Мариинский": фестиваль "Лики современного пианизма"
Не то чтобы мариинский фестиваль, затеянный в 2011 году сербско–австралийской пианисткой Мирой Евтич и уже вошедший в привычку, пестрел сногсшибательными сюрпризами. Тут все свои — и Николай Луганский (27 и 28.12), и Люка Дебарг (29.12), и Кристиан Блэкшоу (28 и 31.12), и, прости господи, Денис Мацуев (25.12). Но тут и новые (или почти новые) лауреаты конкурса Чайковского Дмитрий Шишкин, Александр Малофеев и Сергей Редькин, и восходящие звезды Дмитрий Калашников и Абисал Гергиев. Последний исполняет Щедрина вместе с отцами–основателями фестиваля Валерием Гергиевым и Мирой Евтич 29 декабря в 15:00.
Когда: до 31 декабря
Академическая капелла: Теодор Курентзис, оркестр MusicAeterna, Жан–Филипп Рамо, Sound of Light
Об очередном солд–ауте новоиспеченного петербуржца упоминаю потому, что к нему только что приложилась целая культпросвет–программа на базе оркестра в Доме радио. С сего дня и до ночи 29 декабря в рамках проекта R. A. D. I. O. нам предлагается бесплатно слушать лекции о природе света, мастер–классы о барочных танцах (Яны Воиновой) и скрипичном мастерстве (Владислава Песина), смотреть видеозапись "Галантных Индий" Рамо из Парижской оперы с комментариями Владимира Раннева и даже слушать открытую репетицию оркестра и творчески встречаться с маэстро Курентзисом. Отличный план, но вот беда: регистрация на все без исключения события программы уже (или еще? или пока?) закрыта. Так что очередной хайп проносится мимо нас как сверкающее телевизионное шоу. Жаль.
Когда: 30 декабря
Музей–квартира Римского–Корсакова: фестиваль "Ночь перед Рождеством"
Героические музейщики устраивают самый обаятельный камерный музыкальный марафон в самые глухие праздничные дни. Европейский ренессанс квартетом мандолин (популярными эти инструменты стали в барочные времена, ну да простим энтузиастам этот демарш в прошлое) грянет уже 1 января. Замечательный немецкий барочный блокфлейтист Карстен Эккерт в компании с клавесинисткой Екатериной Лихиной исполняют Баха, Форкре и Скарлатти 4–го. Бах, Стравинский и Шнитке на виолончели и баяне — 5–го. 6–го вообще — армянский этно–коллектив "Ашуг". В общем, букет неожиданностей и домашняя обстановка в придачу. Вот и билеты найти нелегко, придется подсуетиться.
Когда: 31 декабря - 6 января
Большой зал филармонии: Камерный оркестр "Дивертисмент", "Несколько минут из жизни Моцарта"
Илья Иофф снова придумал вкуснейшую программу. Короткие моцартовские шутки, от Маленькой ночной серенады до "Деревенских музыкантов", соединены с опусом в том же жанре — Concertino da Camera для скрипки, альта и струнных, — созданным его псевдоотравителем Сальери. Плюс два размышления о Моцарте родом из XX века — Шнитке Moz–Art a la Haydn и Раскатов "Пять минут из жизни В. А. М." для скрипки, струнных и перкуссии. Будет весело, уверяю вас.
Когда: 4 января
Академическая капелла: фестиваль Volkov ManiFest, "Road Movies. От Моцарта до Адамса"
В этом году долгожданная пятидневка имени великолепного контрабасиста Владимира Волкова призрачна, как летучий голландец. То ли будет полноценный фестиваль, то ли нет, то ли от всего буйства музыкальной барочно–джазовой плоти нам остался лишь один — зато отличный — концерт. Интернет пока умалчивает. Тем больше мотивация бежать в капеллу. Вместе с верными соратниками, ансамблем The Pocket Symphony, Назаром Кожухарем, Владиславом Песиным и иже с ними будут исполнены Сороковая симфония Моцарта в виде секстета, Квинтет Шнитке, Road Movies Джона Адамса, Drowing by Numbers Майкла Наймана и музыка к фильму Питера Гринуэя "Отсчет утопленников". С видеорядом Павла Семченко выйдет просто прекрасно.
Когда: 8 января
Большой зал филармонии: "Удивительные инструменты: от терменвокса до печатной машинки"
На этот вечер из абонемента "Концерты во фраках и в джинсах" стоит обратить пристальнейшее внимание. Прославленная, чуть ли не единственная академическая российская исполнительница на легендарном электроинструменте терменвоксе Олеся Ростовская собственноручно расшифровала клавир и реконструировала партитуру первого крупного сочинения для этого диво–агрегата — Симфоническую мистерию для терменвокса с оркестром Андрея Пащенко. Это потом он занял почетное место среди соцреалистических композиторов второго ряда, а в 1924 году был еще ого–го. 2 мая 1924 года, кстати, премьеру с оркестром Ленинградской филармонии исполнял сам Лев Термен. Ради нее он усовершенствовал свое изобретение и добавил некие кнопки, позволявшие менять его космический тембр. Увы, ныне Симфоническая мистерия даже не значится в официальных перечнях опусов Пащенко. Можете себе представить, какую титаническую работу проделала госпожа Ростовская: слушать вторую премьеру спустя 100 лет после первой — обязательно.
Когда: 11 января
Большой зал филармонии: концерт памяти Мариса Янсонса, дирижер — Юрий Темирканов
Вместе с ЗКР великолепный баритон Маттиас Гёрне исполнит "Песни об умерших детях" Малера. Вдобавок прозвучит Четвертая симфония Брамса. Лучшая дань памяти недавно ушедшего дирижера, о которой только можно подумать.
Когда: 12 января