Алексей Стрельников Все статьи автора
28 ноября 2019, 10:00 5480

Тяжеловесная инициатива. Ввод инфраструктуры весогабаритного контроля откладывается

Фото: Ермохин Сергей

Ввод инфраструктуры весогабаритного контроля в Петербурге и Ленобласти откладывается из–за дорогостоящих смет.

Сооружение, которое многие называют "мостом глупости", на Софийской улице (официально — мост № 1 через левый приток реки Кузьминки) последний год регулярно попадает в хроники местных СМИ: в верхнюю опору переправы с момента ее открытия в 2014 году врезалось больше 170 малотоннажных грузовиков. Несмотря на многочисленные предупреждения об ограничении габаритов, малотоннажные грузовики продолжают испытывать удачу, проезжая под мостом.

Падал прошлогодний рекорд. Порт Выборг сокращает грузооборот

Падал прошлогодний рекорд. Порт Выборг сокращает грузооборот

269
Алексей Стрельников

Объект стал одним из аргументов чиновников в стремлении внедрить автоматизированную систему весогабаритного контроля (АСВГК) в Петербурге и Ленобласти. Впрочем, самый весомый довод — высокий износ дорожного покрытия от чрезмерно перегруженных фур. В петербургском комитете по благоустройству подсчитали, что если бы перевозчики соблюдали весогабаритные параметры, то городская казна экономила бы ежегодно до 5 млрд рублей.

Пока для проверки транспорт останавливают на спецплощадках с весами. В случае если автомобиль едет с перегрузом, его задерживают там до момента устранения причин задержания. В случае с АСВГК вес автопоезда определяется в движении с помощью датчиков в дороге. Нарушителей фиксируют с помощью фотовидеооборудования.

Взять в кольцо

Петербург планирует к 2021 году построить 23 комплекса автоматического весогабаритного контроля, рассказал "ДП" начальник сектора согласований и разрешений управления по комплексной уборке и содержанию дорог комитета по благоустройству Смольного Александр Здор. Столько пунктов достаточно, уверен он, чтобы закрыть все лазейки для перегруженного транспорта. Объекты должны появиться на подъездах к портам, а также при въездах на федеральные трассы. Аналогичные планы озвучивали чиновники в 2018 году, но их реализация забуксовала.

"Когда сменилось руководство города, проект пришлось отложить в долгий ящик. Сейчас переговоры с потенциальным инвестором (ПАО "Ростелеком") возобновились. Если соглашение с ним получится подписать до середины следующего года, то первые автоматические рамки заработают через 2 года", — говорит Александр Здор.

Предварительно сумму вложений в проект оценивают в 6 млрд рублей. Эти деньги, считают в администрации города, концессионер сможет окупить за 6 лет благодаря взиманию штрафов. Затем город получит обратно проекты и источник пополнения казны.

Импортерам насмарку. Маркировка вынуждает отправлять грузы в Россию через Прибалтику

Импортерам насмарку. Маркировка вынуждает отправлять грузы в Россию через Прибалтику

6988
Алексей Стрельников

Другим путем пошла Ленинградская область. Там планировали развитие сети из 40 весогабаритных пунктов до 2023 года. Пилотными должны были стать семь пунктов, их открытие планировали в 2019 году. Но переговоры с заинтересованными инвесторами, в том числе с "Ростелекомом" и холдингом "Швабе", зашли в тупик, рассказал "ДП" глава комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Денис Седов. В итоге регион решил вкладывать собственные средства.

"Это очень дорогостоящая история, мы рассматривали множество вариантов реализации проекта: привлечение банковских структур, использование лизинговых схем, подписание концессионных соглашений. Но еще раз убедились, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Во всех вариантах происходит серьезное удорожание проекта. Мы таким образом закредитовывали бы последующие поколения", — пояснил Денис Седов.

По его словам, бюджет региона заложил на строительство двух пунктов весогабаритного контроля 80 млн рублей. Объекты должны появиться в следующем году на дорогах рядом с карьерами по добыче песка и других полезных ископаемых, где чаще всего перевозчики стараются по максимуму загружать большегрузы.

Цена ошибки

Сумма санкций для перевозчиков зависит от степени отклонения от допустимой массы, нагрузки на ось транспортного средства и габаритов. Для водителей сумма варьируется от 1 тыс. до 10 тыс. рублей, для должностных лиц — от 10 тыс. до 50 тыс., для юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. По данным ассоциации "Грузавтотранс", за 2018 год в Свердловской области с помощью АСВГК было выписано штрафов почти на 1 млрд рублей. Правда, больше 400 протоколов об административном правонарушении перевозчики смогли опротестовать, обратившись в прокуратуру. Специалисты Росстандарта выяснили, что один из пунктов контроля был в течение полугода неисправен.

Проблемой остается то, что водители узнают о зафиксированном перегрузе постфактум, когда уже проехали зону контроля, говорит глава ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин.

"Квитанция об оплате штрафа может прийти через 2 недели, к этому моменту перевозчик уже успеет доставить не один груз, — говорит эксперт. — Корректность настройки оборудования во многих регионах вызывает вопросы. Весной в месте взвешивания происходит деформация дорожного полотна. Даже миллиметры колейности способны повлиять на датчики и прибавить перевозчику несколько лишних килограммов. Мы провели в прошлом году эксперимент — взвешивали одну и ту же машину на трех разных весах — везде получили разные результаты".

Две палаты совещаются

Отраслевой союз планирует подготовить к 1 декабря пакет предложений, который передадут в Минтранс. В частности, предприниматели просят в обязательном порядке устанавливать информационные табло, которые бы оповещали водителей о превышении параметров.

Примечательно, что именно этот пункт стал камнем преткновения для окончательного утверждения закона о весовом и габаритном контроле большегрузов, принятого Госдумой в июле этого года. Совет федерации выступил против, пояснив, что денег на установку информационных табло в бюджете страны не заложено.

По данным Минтранса, только оборудование автоматических пунктов информационными табло потребует более 5 млрд рублей для дорог регионального и муниципального значения и еще 5 млрд рублей — для федеральных трасс. Для решения этого и других вопросов представителями обеих палат российского парламента было решено создать согласительную комиссию.

На следующий год отложили и выбор подрядчика по строительству 387 автоматических весогабаритных пунктов на федеральных трассах (это должно произойти к 2024 году). Пока готовится соответствующее распоряжение правительства.

По его условиям будет объявлен конкурс, в котором планируют участвовать "Ростелеком" и "РТ–Инвест Транспортные системы" (оператор системы "Платон").

Инфраструктура весогабаритного контроля, в частности в Петербурге и Ленобласти, не продумана до конца. Например, на территории контроля не предусмотрено площадок, где после проверки можно произвести распределение груза на все оси. А раз так, на следующем посту у вас вновь зафиксируют перевес. Как раз этот момент продумали в США: там контрольные весы совмещены с пунктами, где можно устранить нарушение. Причем делают это не сами водители, а локальные операторы, которые базируются на трассах. Такая схема, насколько знаю, не предусмотрена на трассе М–11. Возникает вопрос: для чего требовался весогабаритный контроль? Хочется верить, что не для повышения сбора штрафов, а все–таки для сохранения дорог. Наша компания в основном работает с товарами народного потребления, а в этом сегменте перегрузов немного. Претензии к системе чаще всего слышим от коллег, которые имеют дело с насыпными и наливными грузами. При транспортировке они имеют свойство перемещаться по провозной емкости в сторону крайней оси. Если измерять нагрузку в движении, то данные могут оказаться некорректными.
Максим Алексеев
Максим Алексеев
операционный директор логистической компании "Точка–точка"
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама